Праведный Петр Томский
Житие Петра Томского описано в книге Зосимы (Верховского) «Жизнь и подвиги Петра Алексеевича Мичурина в пустынях Сибири». Оно дошло до нас лишь в переработанном виде (оптинское издание 1849 года и последующие переиздания). В житии особое внимание уделено молитвенной духовной жизни Петра Томского, но скупо освещена его внешняя биография, поэтому до сих пор неизвестны точные даты рождения и смерти праведника.
Икона святого праведного Петра Томского
Петр Александрович Мичурин родился в дворянской семье на рубеже XVIII– XIX веков в Томской губернии, в округе Кузнецка Сары-Чумышского форпоста. Его отец Алексей и мать Домникия были людьми благочестивыми и глубоко верующими. Петр с детских лет полюбил молитву, предпочитая ее детским забавам. В урочное время он поступил на военную службу. Но сердце его принадлежало только Богу: он сторонился веселых компаний, из солдатского рациона исключил мясо, много времени уделял молитве и чтению духовной литературы. И домашние и соседи любили простодушного, доброго юношу. Родители, видя его стремление к Богу, разрешили ему уйти в отставку и начать иноческую жизнь. Петр отправился в тайгу под Кузнецк, где в скиту проживали отшельники Василиск и Зосима.
Житель Кузнецка Иван Конюхов сообщает, что «…служащий в кузнецкой гарнизонной роте унтер-офицер Петр Алексеевич Мичурин, уроженец Кузнецкого округа, редута Сарачумышского получил отставку по просьбе, ушел к монахам в ноябре месяце 1818 года…». По свидетельству И. Конюхова, Петр был пятым из тех, кто пришел на жительство к старцам.
Форма гарнизонного унтер-офицера
времен Петра Алексеевича Мичурина. 1812–1815 гг.
Постигая азы монашества под духовным руководством отца Василиска, отсекая человеческую волю, Петр во всем являл послушание своему старцу. Следуя его советам, угодник Божий достиг духовной опытности и высоты в творении Иисусовой молитвы. Имя Христово призывалось им непрестанно. «Никогда не перестаю молиться, и не бываю без молитвы, даже и тогда, когда память забудется, когда дремлю или сплю, ибо пробудясь, чувствую ее в сердце моем, и никогда она свое действие не оставляет, – говорил Петр. – Подобно как кто любимого друга встречает и провожает, так и она в дни и ночи утешительно всего меня в себе объемлет».
Вступив на путь борьбы с грехом, Петр проводил жизнь в строгом посте, иногда по нескольку дней не прикасался к пище. Избегая лишнего сна, юный подвижник со временем даже отучился спать лежа. Иногда, выйдя из кельи, целую ночь молился стоя. А однажды всю морозную ночь простоял с воздетыми к небу руками, согреваясь божественным огнем молитвы.
Сердце праведного Петра было преисполнено пламенной любовью к Богу и ближнему. Это укрепляло его в телесных и духовных подвигах. Будучи человеком мягким и эмоциональным, он часто во время молитвы приходил в восторг, а порой слезно плакал и громко восклицал: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!»
Он был строгим постником и однажды попросил отца Василиска разрешить ему не принимать пищу 40 дней, но получил благословение только на 10 дней. В дни этого строжайшего поста Петр рубил дрова и нечаянно нанес себе тяжелую рану на ноге, потерял много крови. Уже пребывая в болезни и немощи, он продолжал пост, работал в огороде, просил у старца позволения стоять на молитве всю ночь. За день до кончины его болезнь вдруг отступила, он спокойно спал ночь, утром твердо встал на обе ноги, ходил по келье. Но вдруг изменился в лице, опустился на колени и преклонил голову к столу,
словно задремал. Старец думал, что Петр уснул, стал будить его, но Петр уже заснул вечным сном. Господь призвал праведного Петра в вечность в возрасте 20 лет.
В «Кузнецкой летописи» Иван Конюхов сообщает, что умер Петр в июле 1819 года и что прожил он у монахов 8 месяцев, «но подвиг его о спасении души своей был велик, там и похоронен, и теперь прах его там покоится в пустом, никем не обитаемом месте, вечная ему память».
Петр был похоронен неподалеку от скита. После смерти праведный Петр стал почитаться как помощник в борьбе с искушениями плоти. В 1984 году канонизирован Русской Православной Церковью в составе Собора Сибирских святых (23 июня по новому стилю).
В Кузбассе сейчас идут активные изыскания исторических свидетельств о Петре Томском. Кемеровские ученые проделали большую работу по поиску в сибирских архивах документов, связанных с Петром Алексеевичем Мичуриным. Кемеровскими учеными В. А. Овчинниковым, А. М. Адаменко были изучены фонды Государственного архива Томской области, Государственного архива в городе Тобольске. На сегодняшний день документальных свидетельств о Петре Томском не обнаружено. Поиски продолжаются.
Работа археологической экспедиции по поиску мощей праведного Петра Томского
Местные краеведы считают, что скит святых старцев Зосимы и Василиска, где жил с ними праведный Петр, находился в районе нынешней деревни Краснознаменка. Туда были снаряжены несколько археологических экспедиций для поиска места захоронения и мощей праведника. В состав поисковиков вошли представители миссионерского прихода во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия города Новокузнецка и археологи музея «Кузнецкая крепость» под руководством Ю. В. Ширина. О существовании захоро-нения Петра Томского известно также из записей новокузнецкого священника отца Игоря Кропочева, сделанных на основе беседы со слепой старожительницей деревни Краснознаменка. По рассказам 90-летней женщины, в 30-х годах XX века дедушка водил ее к могиле праведного Петра, которая находилась неподалеку от жилища преподобных Зосимы и Василиска. Ранее это место называлось Три Курьи.
Здесь начались раскопки. Удалось обнаружить фундамент дома, в котором жили старцы Зосима и Василиск, фрагменты кирпичной печи и глиняной керамики, изготовленной самими отшельниками. Нашли и основание памятного знака, скорее всего деревянного креста. Он мог быть установлен в XIX веке местными жителями, сохранявшими память о подвижниках. Участники экспедиции, вышли и на территорию возможного захоронения праведного Петра Томского. Весной 2012 года новосибирские ученые провели геолокацию – сканирование земли на глубину до 2 метров для обнаружения впадин, которые могли остаться от могилы. Если Богу будет угодно, то мощи святого будут обретены для всеобщего поклонения.