Преподобномученицы послушницы Евдокия Павлова и Мария Носова
Преподобномученицы послушницы Евдокия Павлова и Мария Носова
День памяти (соответственно): 7/20 апреля, 27 апреля / 10 мая
Преподобномученицы Евдокия и Мария являлись послушницами Московского Страстного монастыря. Сестры были подругами, со времени разорения обители и до ареста 25 октября 1937 года они не разлучались. Послушницы приняли мученическую кончину в мариинских лагерях (в те годы относившихся к Новосибирской области). В 2005 году, в один день, реабилитированы, также в один день причислены к лику святых Русской Православной Церковью.
Мы не знаем, как они выглядели, пока не найдены их изображения, фотографии. Сохранились только скупые штрихи биографии и сухие строки протоколов допросов. В них перед лицом жестокой машины уничтожения, каковыми были органы НКВД, явлены твердость и неотступность от веры.
Мария Павловна Носова родилась в 1872 году в селе Дубенька Козельского уезда Калужской губернии в семье крестьянина Павла Носова. В 1893 году, в двадцать один год, она поступила послушницей в Московский Страстной монастырь.
Павлова Евдокия Павловна родилась 1 августа 1876 года в Москве, в семье рабочего. В русских благочестивых семьях существовал обычай отдавать детей в монастырь, чтобы в роду были молитвенники и ходатаи перед Богом за весь род. В 1887 году, когда девочке исполнилось одиннадцать лет, родители отдали ее вместе с младшей сестрой Пелагеей на воспитание в Московский Страстной монастырь. До поступления в монастырь Евдокия окончила три класса сельского училища. Сестры были приняты послушницами. Началась их молитвенная подвижническая жизнь в обители.
Московский Страстной монастырь, основанный в 1649 году царем Алексеем Михайловичем, относился к числу старейших монастырей столицы. Он находился в центре Москвы, на месте нынешней Пушкинской площади. Вид его был знаком каждому москвичу. Страстная площадь перед монастырем являлась местом народных гуляний по случаю монастырских престольных праздников. Над Святыми воротами высоко вверх тянулась нарядная колокольня с церковью Алексия человека Божия в честь основателя обители – царя Алексея Михайловича. В центре монастырского двора возвышался златоглавый храм Страстной иконы Божией Матери.
Московский Страстной монастырь. 1880 г.
В начале ХХ века в монастыре было более ста монахинь и послушниц.
Насельницы Страстного монастыря много занимались рукодельем, обитель славилась по всей Москве их удивительными рукодельными работами. После разорения обители и изгнания сестер многие из них зарабатывали себе на жизнь шитьем.
Знаменит был монастырь певческим искусством и чудесным колокольным звоном. Особенно красиво звучал самый большой колокол монастыря. Москвичи легко отличали его звон от других. Да и как не отличить! Большой колокол Страстного монастыря в Пасхальную ночь первым откликался на благовест главного Успенского колокола колокольни Ивана Великого в Кремле. В обители хранились особо почитаемые всей Русью святыни: чудотворная икона Страстной Божией Матери, мощи святой великомученицы Анастасии Узорешительницы.
После октябрьского переворота 1917 года Страстной монастырь и его обитательниц ожидала особенно тяжелая участь. Монастырь подвергся сначала ряду издевательских преобразований, а потом и вовсе был снесен. Вначале пролетарские художники расписали его стены кощунственными изображениями. В его помещениях разместился военный комиссариат. В марте 1919 года власти упразднили монастырь. Часть помещений передали под общежитие студентов Коммунистического университета трудящихся Востока. В этой ужасающей атмосфере еще продолжала существовать монашеская община. Окончательно монастырь ликвидировали в 1928 году. Большой колокол сняли с колокольни. Общину изгнали.
Самым кощунственным и диким по замыслу было создание в древней обители в 1929 году Центрального антирелигиозного музея Союза безбожников СССР. В храме иконы Страстной Божией Матери были выставлены на посмеяние разоренные мощи. В 1937 году по распоряжению властей монастырь снесли. И тогда же было сфабриковано дело о контрреволюционной деятельности монахинь Страстного монастыря, участницами и жертвами которого стали послушницы Мария и Евдокия.
Снятие Большого колокола с колокольни Страстного монастыря.
1928 г. Фотография А. Шайхета
После закрытия монастыря сестры старались не разлучаться и жили небольшими общинами, поддерживая друг друга. Мария Носова с сестрами Евдокией и Пелагеей Павловыми, Софьей Селиверстовой, Верой Морозовой сняли полуподвальное помещение на Тихвинской улице, привели его в порядок. Некоторые послушницы занялись привычным рукоделием – шитьем. Евдокия стала работать в артели «Одеяльщик» пошивщицей одеял на дому. Мария работала санитаркой в Московском туберкулезном институте. Но главное, сестры стремились, как могли, не отступать от основ монашеской жизни, не нарушать данных Богу обетов. Они исполняли молитвенное правило, приглашали батюшек для служения молебнов.
Антирелигиозный музей в соборе Страстной иконы Божией Матери. 1929 г.
25 октября 1937 года Мария Носова и Евдокия Павлова с сестрой Пелагеей были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму. Скорее всего, основанием ареста был донос, потому что следователь во время допроса Марии сослался на «окружающих»: якобы с ними послушницы вели антисоветские разговоры. В доме, где поселились сестры, жила надзирательница Бутырской тюрьмы, которая с неприязнью присматривалась к тихим, трудолюбивым женщинам. Надзирательница проходила свидетелем по этому делу. Возможно, она и написала донос. Ее показания послужили основанием для обвинения послушниц в контрреволюционной деятельности.
Мария подверглась допросу в день ареста.
«Вопрос следователя: Ведете ли вы с сестрами разговоры на политические темы?
Ответ Марии: Нет, не ведем.
Вопрос: Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих ведете разговоры, направленные против советской власти. Подтверждаете ли вы это?
Ответ: Нет».
На этом следственные действия были прекращены.
Евдокия на допросах прямо отвечала на вопросы следователя и решительно отвергала обвинения в контрреволюционной деятельности.
«Вопрос: Был ли кто из родственников aрестовaн советскими влaстями, кому вы окaзывaли помощь из нaходящихся в зaключении?
Ответ: Я посылaлa посылки в лaгерь племяннику, a тaкже нaходящемуся в узaх священнику.
Вопрос: Следствие рaсполaгaет дaнными об aнтисоветских рaзговорaх с окружaющими. Что вы можете пояснить по этому вопросу?
Ответ: Я никогда антисоветских разговоров не вела».
Показания допрошенных по делу свидетелей толковались исключительно в духе доказательств контрреволюционной деятельности. Так, сосед по дому сообщил, что aнтисоветских рaзговоров от послушниц не слышaл, только видел, что к ним приходил несколько рaз священник. На этом основании следовaтель зaписaл в протокол допросa о том, что послушницы вели aнтисоветскую и контрреволюционную деятельность. Нужные показания дала упоминавшаяся уже надзирательница Бутырской тюрьмы. Она сообщила, что проживaющие в их доме послушницы ведут контрреволюционную aгитaцию, что «их квaртиру чaсто посещaют социaльно чуждые люди: попы, дьячки и другие служители культa с соответствующими рaзговорaми нa политические темы».
На основе этих малосодержательных показаний следователь Московской области Белышев состряпал дело о «контрреволюционной деятельности группировки монашек Страстного монастыря». В обвинительном заключении он написал: «После ликвидaции Стрaстного монaстыря группa монaшек поселилaсь в одной квaртире, где устрaивaлись нелегaльные моления. Будучи врaждебно нaстроены к советской влaсти, вели среди окружaющих системaтическую контрреволюционную aгитaцию, в процессе которой рaспрострaняли клеветнические измышления о жизни трудящихся, всячески дискредитировaли отдельные мероприятия пaртии и прaвительствa».
Суд был скорым, а приговор нечеловечески жестоким. 19 ноября 1937 года «тройка» при НКВД по Московской области вынесла решение по делу о «монашенках» Страстного монастыря. Послушниц Марию и Евдокию приговорили к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере за «антисоветскую агитацию»70. Судей не смутило то, что они присудили по 10 лет лагерей немощным женщинам: Марии шел шестьдесят шестой год, а Евдокия была больна туберкулезом.
По существу, с послушницами и монахинями расправились лишь за то, что они продолжали вести молитвенную жизнь. В ходе следствия ничего вразумительного и достоверного о контрреволюционных разговорах и тем более антисоветской деятельности обнаружено не было. Следователи руководствовались примитивной логикой: раз молятся и со священниками встречаются, значит, ведут антисоветские разговоры; если ведут антисоветские разговоры, значит, занимаются контрреволюционной деятельностью.
27 декабря 1937 года Мария и Евдокия прибыли с этапом в Новосибирскую область, в Мариинский распределитель Сиблага. После заключения, изнурительного этапа, в тяжелейших лагерных условиях Мария прожила чуть более четырех месяцев: 10 мая 1938 года она скончалась. Всего лишь на год пережила ее Евдокия. Она умерла в лагере 20 апреля 1939 года. Место последнего упокоения сестер неизвестно.
В 1940 году, когда Мария и Евдокия уже погибли в лагерях, однa из aрестовaнных с ними послушниц потребовaлa пересмотрa делa. Сновa были вызвaны свидетели. Но нaдзирaтельница Бутырской тюрьмы к этому времени сама сидела в тюрьме зa клевету. На допрос пришла ее сестра. О послушницaх онa скaзaлa: «Я знaлa жильцов нaшего домa, бывших монaшек, плохого я о них ничего не знaю, aнтисоветских рaзговоров никогдa от них не слышaлa. Они были очень трудолюбивые». Несмотря на эти покaзaния, приговор был остaвлен в силе нa том основaнии, что aрестовaнные жили долгое время в монaстыре и потому являются социально опасным элементом.
2 марта 1994 года Мария Носова и Евдокия Павлова были реабилитированы прокуратурой города Москвы.
Спустя ровно 68 лет после начала крестного пути послушниц в Сиблаге, 27 декабря 2005 года, Мария и Евдокия по представлению Московской епархии были прославлены Церковью в лике святых Новомучеников и исповедников Российских.
Церковь поминает послушниц в день их кончины: Марию – 10 мая,
Евдокию – 20 апреля по новому стилю.