Преподобномученицы послушница Наталия Бакланова и монахиня Мария (Цейтлин)
Преподобномученицы послушница Наталия Бакланова и монахиня Мария (Цейтлин)
День памяти (соответственно): 18/31 марта, 2/15 декабря
Преподобномученицы Наталия Васильевна Бакланова и монахиня Мария (Мария Васильевна Цейтлин) подвизались в Богородице-Смоленском Новодевичьем монастыре. Их судьбы оказались связаны общими нитями так же, как и судьбы многих мучеников, сохранивших верность Христу и Православию. Обе они в годы гонений были вынуждены покинуть обитель после ее разорения советской властью, арестованы и сосланы в сибирские лагеря. В один год (1938) приняли мученическую кончину на Кузнецкой земле. Были прославлены в лике преподобномучениц Русской Православной Церковью.
Московский Новодевичий монастырь. Открытка 1878 г.
Мария Васильевна Цейтлин родилась в 1869 году в городе Ярославле в семье рабочего Василия Цейтлина. В 1886 году семнадцатилетняя Мария поступает в обитель, принимает монашеские обеты и становится монахиней Московского Новодевичьего монастыря.
Наталия Васильевна Бакланова родилась в 1890 году в крестьянской семье в селе Шестово Подольского уезда Московской губернии. С детства Наталия приучалась к крестьянским трудам, помогала родителям по хозяйству. Ее отец Василий Бакланов знал цену грамоте и ученью. Когда дочери исполнилось восемь лет, он отдал ее в школу. После школы в 1903 году, в тринадцать лет, девочка стала послушницей Новодевичьего женского монастыря в Москве. Когда девушки поступили в монастырь, здесь подвизалось более двухсот монахинь и послушниц. Это был один из самых богатых и красивейших монастырей Москвы. Он располагался на своеобразном полуострове, окруженном с трех сторон рекой Москвой, был опоясан крепостными стенами с ажурными башнями, к небу тянулась высокая стройная колокольня. В центре возвышался белокаменный Успенский собор. В обители монахинями были представительницы царских династий и знатных боярских родов и, как видим, девушки из крестьянских и рабочих семей.
В этом монастыре в разные годы начался путь служения Богу Марии Цейтлин и Натальи Баклановой. В молитвах и трудах протекали дни монахинь и послушниц. Трудиться приходилось немало. Монастырь опекал немощных, содержал и обучал сирот. При монастыре существовала богадельня для престарелых монахинь и послушниц. Было трехклассное училище-интернат для девочек - сирот. Девочек учили не только грамоте, но и рукоделью, домоводству. Работала приходская школа. Каждый день надо было готовить и накрывать столы для общих трапез насельниц и многочисленных паломников.
За стенами обители проносились революции, войны, но ничто не нарушало круг богослужебных дел монахинь и послушниц до 1917 года. После октябрьского переворота 1917 года монастырь был упразднен. Декретами новой власти закрыты училище для сирот, приют и приходская школа, конфискованы банковские счета и земля. Монастырь остался без средств к существованию. Из-за отсутствия продуктов и хлеба пришлось отменить общую трапезу. Осталась лишь богадельня, которая существовала на средства частных благотворителей.
Ворота монастыря теперь заставляли держать открытыми – и в них нещадно задули ветры нерадостных перемен.
Для монахинь и послушниц начались тяжкие испытания. В обитель пришел голод, а вслед за ним болезни. Но еще тяжелее было видеть, как на глазах разоряется монастырь. Добротные обустроенные дома и помещения были лакомым куском для расплодившихся ведомств и отделов. Весной 1918 года в обитель поселили 200 курсантов наркомата просвещения. Это был особый род глумления и унижения, когда в старинный женский монастырь поселили молодых мужчин, «горланов революции», воинствующих атеистов. Они вели себя нагло и развязно, шумно развлекались во время церковных служб, выражали свое презрение к вере и монашеской жизни.
Игуменский корпус, где жили некогда придворные дамы российских цариц, забрали под ясли, в трапезной обосновался всеобуч, потом гимнастический зал. Через год курсантов сменили 300 человек рабочих, переехавших из Петрограда.
В 1922 году обитель была окончательно закрыта. Игуменью Веру и четверых священников обители арестовали по делу об изъятии церковных ценностей и приговорили к различным срокам лишения свободы с конфискацией имущества. По решению властей на территории монастыря разместился «Музей эпохи правления царевны Софьи и стрелецких бунтов». Часть келий превратили в коммунальные квартиры. Позже разорили кладбище монастыря: после уничтожения 2811 неугодных надгробий осталось лишь около ста. Запретили колокольный звон. Позже, в 1930–1934 годах, будто в насмешку, в стенах обители, откуда насильно разогнали и репрессировали многих монахинь, создали «Музей раскрепощения женщины». С 1934 года Новодевичий монастырь стал филиалом Государственного исторического музея.
Монахинь становилось все меньше. Кто-то, спасаясь от голода, уехал в деревню, кто-то переселился к родственникам. Остаток монашеской общины держался за Успенский храм. Чтобы не расставаться с обителью, монахини устраивались в музей реставраторами и хранительницами, работали при церкви уборщицами, дворниками, сторожами. Наталия Бакланова тоже стала работать уборщицей. Но вскоре все монахини были изгнаны из монастыря.
Горько было расставаться с обителью, в которой монахиня Мария прослужила тридцать шесть лет, а Наталия – девятнадцать. Изгнанные из монастыря монахини и послушницы старались держаться вместе. Матушка Мария с другими сестрами поселилась вблизи монастыря – на Большой Пироговской улице, д. 2, кв. 58. Наталия с послушницами Евдокией и Анастасией Прошкиными жила под Москвой, в поселке при станции Сходня.
По возрасту и социальному положению матушке Марии трудно было устроиться на работу. Она жила на иждивении у своей сестры Каштановой. Наталия зарабатывала тем, что в разных семьях выполняла домашнюю работу. В 1931 году она устроилась уборщицей в Институт курортологии в Москве. Сестры поддерживали друг друга: навещали, вели разговоры, вместе молились. Иногда к ним приходили священники.
Надвигался 1937 год – год новой волны репрессий и повальных арестов. С особым подозрением власти относились к так называемым «классово чуждым элементам». К их числу относилось духовенство и монашество. Плодилась армия доносчиков и осведомителей. По одному из доносов и была арестована Наталия. Сотрудники Института курортологии, где она работала, сообщили, что «Нaтaлья Вaсильевнa всегдa откaзывaлaсь от общественных поручений, если и учaствовaлa в рaботе, то исполнялa только техническую рaботу, a от общественной рaботы отстрaнялaсь, проявляя к ней врaждебность, откaзывaлaсь ходить нa собрaния, говоря, что «у них все собрaния дa собрaния, a ей некогдa ходить нa собрaния». По этим идеологическим причинам она и была уволена с работы. Еще несколько свидетелей передавали содержание частных разговоров монахинь о том, что прежде жизнь в обители была лучше, что нет возможности открыто верить в Бога, что советская власть преследует религию и священ- ников.
27 ноября 1937 года Наталия была арестована. Допрошенный по делу Наталии Баклановой свидетель дал показания, больше похожие на донос. Он утверждал, что Нaтaлия говорилa: «Ныне все против нaс нaпрaвлено, не дaют нaм свободно веровaть в Богa… Кругом все пропaгaндa и пропaгaндa, безбожие, книжек религиозных нет».
Наталия решительно и твердо отвергла все обвинения в контрреволюционной деятельности.
Из протокола допроса послушницы Наталии:
«Вопрос следователя: Какие контрреволюционные вопросы вы обсуждали и какую вели контрреволюционную пропаганду?
Ответ Наталии: Никогдa мы контрреволюционных вопросов не обсуждaли и никaкой контрреволюционной пропaгaнды не вели.
Вопрос: Вы, нaходясь в тесной связи с попом Мaлиновским и Aнaстaсией и Евдокией Прошкиными, устрaивaли у себя сборища, где обсуждaли контрреволюционные вопросы.
Ответ: У меня на дому Малиновский бывал, с ним беседовали, но во время наших бесед мы контрреволюционных вопросов не обсуждали и не вели с ним никакой контрреволюционной деятельности».
7 декабря 1937 года Наталия Бакланова была осуждена «тройкой» при НКВД на 8 лет исправительно-трудовых лагерей «за контрреволюционную деятельность». Ее отправили в сибирские лагеря.
8 января 1938 года послушница прибыла с этапом в Мариинск. В самый суровый период сибирской зимы она оказалась в лагере, где трудно было выжить и более молодым и здоровым. Тяжелейшие условия лaгерной жизни окaзaлись для нее непосильными. Онa зaболелa, былa помещенa в больницу в городе Мaриинске. 31 мaртa 1938 года Наталия скончaлaсь в лaгерной больнице.
Нашлись доносчики и на монахиню Марию. Соседи-осведомители не раз сообщали в органы НКВД, что сестры монастыря собираются вместе и ведут антисоветские разговоры. 21 марта 1938 года был выписан ордер на арест Марии Васильевны Цейтлин. А на следующий день в 2 часа ночи она вместе с другими монахинями была арестована и заключена под стражу в седьмом отделении милиции города Москвы. 23 марта состоялся первый допрос матушки Марии, на котором она не скрывала своей веры и своих упований, не побоялась открыто осудить советскую власть за разграбление и закрытие монастырей и храмов. Монахиня не могла не сознавать, насколько это опасно.
«Вопрос следователя: Каковы ваши убеждения и как вы смотрите на существование советской власти?
Ответ монахини Марии: Кaк верующий человек, я смотрю тaк: всякaя влaсть от Богa, и мне безрaзлично, кто у влaсти в нaстоящий момент в Советском Союзе.
Вопрос: Вы aрестовaны зa контрреволюционную деятельность, которую проводили совместно с другими монaхинями Новодевичьего монaстыря. Следствие требует прaвдивых покaзaний.
Ответ: К монaхиням Евдокии (Головaновой) и Мaтроне (Липaтовой) я ходилa нa квaртиру. В доме у них я говорилa, что пришло тяжелое время, церкви зaкрывaют, верующие недовольны советской влaстью… Советскaя влaсть грaбит монaстыри, зaкрывaет церкви, но скоро они поплaтятся жизнью, все тогдa узнaют, что есть Бог...».
3 июня 1938 года матушка Мария была осуждена «тройкой» УНКВД по Московской области на 8 лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности совместно с другими монахинями Новодевичьего монастыря, в контрреволюционной агитации, недовольстве советской властью. Монахиню Марию отправили в Сиблаг НКВД. Матушке шел семидесятый год. Монахиня Мария (Цейтлин) умерла 15 декабря 1938 года, через несколько месяцев по прибытии в пересыльный пункт Сиблага.
Место последнего упокоения сестер Наталии и Марии неизвестно. Бакланова Наталья Васильевна была реабилитирована 2 ноября 1957 года Московским областным судом, а монахиня Мария (Цейтлин) – 28 января 2003 года прокуратурой города Москвы.
Монахиня Мария была причислена к лику святых Русской Православной Церковью 1 октября 2004 года, Наталия – 16 июля 2005 года, на канонизацию их представила Московская епархия.
Прославив простую монахиню и простую послушницу, которые не стяжали ни наград, ни чинов, Церковь показала, что подвиг веры и есть самый главный плод христианской жизни, особенно драгоценный в период смуты, скорби, жесточайших гонений на Церковь.
Дни поминовения преподобномучениц Наталии Баклановой –31 марта, монахини Марии (Цейтлин) – 15 декабря по новому стилю.