Преподобномученик архимандрит Мина (Шелаев)
День памяти: 22 октября / 4 ноября
Архимандрит Мина, в миру Иван Власович Шелаев, родился 15 сентября 1882 года в селе Пересветово Дмитровского уезда Московской губернии. Отец его, выходец из крестьянской семьи, был от природы человеком сметливым, энергичным, имел незаурядные организаторские способности, для реализации которых он перебрался с семьей в Москву, где организовал сначала артель, а затем и небольшую фабрику по производству бахромы. Коммерческие успехи отца, однако, отрицательно сказались на его семейной жизни, и в 1895 году Влас Шелаев оставляет жену с двумя малолетними детьми: Ивану было в ту пору три года, а его сестре – шесть. Желая поставить на ноги своих детей, мать Ивана устраивается в одну из богатых московских семей домашней прислугой.
Уже в раннем возрасте Иван проявил прекрасные способности к учебе, и потому мать дает возможность сыну успешно окончить Московское городское Петровско-Пятницкое училище, после чего он несколько лет работал меднолитейщиком на одном из заводов Москвы. Однако эта профессия не стала главной для Ивана. Уже самостоятельно он изучает Священное Писание, Святоотеческое наследие, Православно-догматическое богословие и труды по истории Церкви, собирает свою личную библиотеку, которую впоследствии назовет своим главным богатством.
Чем больше и глубже изучал Иван Шелаев различные религиозные труды, тем яснее видел свое призвание в учительстве и миссионерстве. В 1906 году он сдает экстерном экзамены в духовное училище при Московском Заиконоспасском монастыре, получает свидетельство № 282 на звание учителя церковно-приходской школы и в течение четырех лет работает учителем при монастырской школе. Будучи твердым сторонником устранения последствий старообрядческого раскола в Русской Православной Церкви через единоверие, Иван Власович решает посвятить себя этой благородной цели. 23 августа 1910 года он определяется на должность учителя церковно-приходской школы при Московском Никольском единоверческом монастыре, где в течение трех лет не только учительствует, но и в каникулярное время проводит публичные беседы со старообрядцами, которые находят отклик в сердцах его слушателей.
Главным фактором становления Ивана Власовича Шелаева как православного миссионера в среде старообрядцев явилась его духовная близость с настоятелем Никольского единоверческого монастыря игуменом Миной (Шустовым). Игумен Мина в свое время перешел в единоверие из раскола и, много лет находясь в единоверческом монастыре, вел неустанную миссионерскую деятельность, оставив после себя ряд литературных трудов по этому направлению. Кончина игумена Мины (Шустова), последовавшая 17 апреля 1911 года, была для Ивана Власовича большой утратой. Со вре-менем он не только станет достойным продолжателем его дела, но в монашестве будет наречен тем же святым именем – Мина.
Последующие годы служения Церкви лишь глубже раскрывают неутомимую натуру Ивана Шелаева. В это время его определяют исполняющим обязанности псаломщика в храме села Знаменское Егорьевского уезда Рязанской губернии, а спустя месяц он назначается миссионером по 1-му, а затем и по 2-му Егорьевским благочинным
округам. Одновременно он является активным членом Егорьевского миссионерского братства во имя Георгия Победоносца. 11 февраля 1915 года за миссионерскую деятельность среди старообрядцев Егорьевского уезда Ивану Власовичу выражено по-ощрение Его Преосвященством епископом Рязанским и Зарайским Димитрием (Сперовским). 7 марта 1915 года Иван Власович переводится на должность миссионера по городу Егорьевску, а 15 марта назначается еще и на штатную должность псаломщика в Егорьевский Успенский собор с посвящением в стихарь.
12 апреля 1915 года, в день памяти преподобномученика Мины Палестинского, убиенного стрелами сарацин в VII веке, Иван Власович Шелаев пострижен в монашество с именем Мина. 15 апреля монах Мина (Шелаев) рукоположен во иеродиакона, а 26 апреля того же года назначается Рязанским уездным миссионером с совмещением всех ранее определенных ему миссионерских должностей.
20 сентября 1915 года в Рязанском Спасском монастыре он был рукоположен во иеромонаха.
10 июня 1916 года «за усердие и ревность в миссионерском деле» ему преподано архипастырское благословение Преосвященного Димитрия (Сперовского), епископа Рязанского и Зарайского. Теперь проповедническая и миссионерская деятельность иеромонаха Мины распространяется не только на Егорьевский уезд, но и на Рязанский уезд и город Рязань. Главную цель своей благородной миссии иеромонах Мина видит в примирении старообрядцев с Православной Церковью.
1 января 1917 года иеромонах Мина (Шелаев) назначается епархиальным миссионером, а 23 января награждается набедренником. Усердие и миссионерский дар его по достоинству были оценены и епархиальным руководством, и многими служителями Церкви, и егорьевскими гражданами.
Грозные и смутные события 1917 года ничуть не отразились на характере деятельности епархиального миссионера иеромонаха Мины (Шелаева). Он с тем же усердием продолжает свое церковное послушание.
После закрытия в 1921 году Александро-Мариинского монастыря, где отец Мина служил вторым священником, он окончательно поселился в Рязани, жил в сторожке Николо-Ямского храма. Будучи в сане игумена, а затем и архимандрита, служит в приходах сел Дягилево, Березники и Никуличи вплоть до 1935 года.
В 20–30-е годы ХХ века государственный террор против Православной Церкви становился все жестче, все чаще священники по приговорам судов, «троек», «двоек» и Особого Совещания при НКВД отправляются на долгие годы в исправительно-трудовые лагеря, а иных приговаривают к расстрелу, но истинные служители веры Господней остаются тверды в своем исповедании, готовят себя к мученичеству и смерти.
Не оставляет отец Мина и миссионерское послушание. В декабре 1935 года к нему приехали старообрядцы-беглопоповцы из села Каверино Клепиковского района Московской области, для того чтобы пригласить его на должность священника в их церковь. Архимандрит Мина дал им ответ, что это возможно лишь в том случае, если
старообрядцы объединятся с Патриаршей Православной Церковью на основе единоверия. Представители беглопоповцев после беседы отбыли для решения этого вопроса со всей общиной. Управляющий Рязанской епархией архиепископ Иувеналий (Масловский) благословил начинание отца Мины по воссоединению старообрядцев с Православием. Только арест не позволил ему завершить начатое…
Последние годы до своего ареста отец Мина, лишенный возможности приходского служения, под видом нищенства продолжал миссионерско-проповедническую деятельность, но уже не только среди старообрядцев, но и среди крестьян и колхозников, призывая их не забывать Бога и Церковь, почитать церковные праздники, несмотря ни на какие запреты властей. Во время хождений по селам отец Мина совершал церковные требы в домах верующих, а те, в благодарность за это, кормили его и предоставляли кров для ночлега.
5 января 1936 года, в числе 27 священно-церковнослужителей, архимандрит Мина был арестован по делу «о контрреволюционной деятельности Управляющего Рязанской епархией Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого». Все священники, арестованные по настоящему делу, обвинялись в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации, а отцу Мине также вменялось то, что он, «имея большую библиотеку религиозного характера, различным верующим давал для прочтения книги», а также «занимался исцелением от различных болезней».
На допросах отец Мина вел себя твердо и уверенно, вину свою не признавал и никого не оговаривал, а свою точку зрения излагал без лукавства и двоедушия.
Из протокола допроса от 13 января 1936 года: «…советскую власть я признаю, но как верующий отрицательно отношусь к мероприятиям советской власти по вопросу закрытия церквей, которые закрываются насильственным образом против желания верую-щих…»
Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года все 27 арестованных по этому делу были приговорены к разным срокам заключения. Архимандрит Мина был осужден на 5 лет ИТЛ и уже 6 апреля в группе осужденных был этапирован в Сусловское отделение Сиблага НКВД Западно-Сибирского края. С этим же этапом к месту наказания был отправлен и протоиерей Александр Андреев.
Спустя полгода, в сентябре 1937 года, в Сусловском отделении Сиблага было возбуждено уголовное дело по факту существования в лагере контрреволюционной группы из 15 заключенных (к ней относили и архимандрита Мину) под руководством отбывающего здесь наказание архиепископа Угличского Серафима (Самойловича). В вину этой группе вменялись саботирование работ, антисоветская и религиозная пропаганда.
28 октября 1937 года 12 человек из этой группы «тройкой» при УНКВД по Новосибирской области приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Среди них священномученик Серафим (Самойлович), архиепископ Угличский, преподобномученик архимандрит Мина (Шелаев), священномученик протоиерей Александр Андреев, преподобномученик архимандрит Герман (Полянский), священномученик иерей
Владимир Соболев, священномученик иерей Василий Богоявленский, священномученик иерей Александр Лебедев. Приговор приведен в исполнение 4 ноября 1937 года.
По 1937 году репрессий отец Мина реабилитирован 6 февраля 1961 года президиумом Кемеровского областного суда.
Деяниями Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 20 августа 2000 года архимандрит Мина (Шелаев) прославлен в лике святых, как преподобномученик, по представлению Московской епархии.