Преподобномученик игумен Филарет (Пряхин)
День памяти: 22 февраля / 7 марта
Игумен Филарет (в миру Иван Трофимович Пряхин) родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии. Его родители Трофим и Марина Пряхины были крестьянами. Он стал первым ребенком, которого родителям удалось выходить: два сына умерли до рождения Ивана. Мальчик рос окруженный особой заботой и любовью отца и матери. Они пеклись о благочестии и образовании сына. По просьбе матери псаломщик Введенской церкви села Чулково с ранних лет стал обучать Ваню грамоте. Мальчик постигал грамоту, помогал родителям в их крестьянских трудах, с радостью ходил в храм на богослужение. К отроческому возрасту он хорошо знал Священное Писание, прекрасно читал Псалтырь. Односельчане нередко приглашали мальчика для чтения Псалтыри по усопшим.
Все больше и больше Ивана привлекала монашеская жизнь, росло желание посвятить себя Богу. Юноша выбирает трудный и тернистый путь. В 1899 году, в девятнадцать лет, он становится послушником Пронского Спасо-Преображенского монастыря. Это была старинная обитель, с вековыми традициями. Хотя точная дата основания ее неизвестна, но во второй половине XV века она уже существовала. Обитель была расположена на реке Прони, в двух верстах от города Пронска. Здесь в течение двадцати лет в служениях и трудах духовно возрастал будущий преподобномученик.
Основным послушанием Ивана было чтение и пение на клиросе, что он исполнял с большой радостью. В свободное от богослужений время Иван вместе с другими послушниками и монахами трудился на хозяйственных работах. Оставшееся после молитв и трудов время целиком посвящал чтению духовной литературы.
21 апреля 1913 года Иван был пострижен в монахи с именем Филарет в честь святителя Филарета Милостивого. А уже через несколько месяцев, 18 августа 1913 года, монаха Филарета рукоположили во иеродиакона, затем 16 ноября 1914 года – во иеромонаха.
В эти годы он по-прежнему пел и читал на клиросе, нес послушания в хлебопекарне, просфорне, в столярной мастерской. С 1914 года иеромонах Филарет был приобщен к новым служениям и милостям. По благословению духовника отец Филарет начал совершать паломничества по святым обителям России, куда устремлялся сердцем всякий православный. По нескольку недель отец Филарет проводил в Киево-Печерской лавре, Оптиной пустыни, в Сарове. Пост, приобщение Святых Христовых Таин, молитвенное обращение к великим светильникам Руси Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Макарию и Амвросию Оптинским духовно насыщали и возвышали паломника.
В родной обители отец Филарет получил новое благодатное послушание: крестный ход по селам Рязанской губернии с монастырской чудотворной иконой Божией Матери «Споручница грешных».
Споручница означает поручительница. Божия Матерь выступает в этом образе как ходатаица, посредница между Господом и грешными людьми. Образ символизирует безграничную любовь Бого-родицы к грешному роду человеческому. Царица Небесная и Иисус Христос изображаются на иконе в царских венцах. Особенностью иконографии «Споручницы» является то, что Господь, сидящий на руках у Девы Марии, двумя ручками бережно и доверительно держит руку Божией Матери, как бы принимая Ее заступничество и поручительство за грешников. Такая трогательная деталь наполняет образы любовью и нежностью. Перед чудотворным образом «Споручница грешных» молятся о даровании покаяния, в унынии, в душевной скорби и в особенности об исцелении от недугов и спасении грешников. Икона стала особо почитаема в 1843 году в Орловской епархии, в Николаевском Одрине монастыре. Она прославилась как икона-целительница. От нее происходило множество исцелений расслабленных, увечных, зараженных опасными болезнями. Список иконы появился в Пронском Спасо-Преображенском монастыре в начале XX века и стал главной святыней обители. Этот образ особенно возлюбил отец Филарет. Крестный ход с иконой «Споручница грешных» устраивался ради больных, страждущих людей. Монахи выходили из обители после Пасхи, а возвращались только поздней осенью, обходя день за днем села и деревеньки Рязанщины.
После переворота 1917 года Пронский Спасо-Преображенский монастырь ожидала та же печальная для всех православных монастырей участь: в 1919–1920 годах он был закрыт и разорен, в его зданиях разместили различные учреждения. Монахи и послушники разбрелись, ища приют возле церквей, обживая церковные сторожки. Иеромонах Филарет начал служить в Покровской церкви села Срезнево Спасского уезда Рязанской губернии. Старинное село Срезнево было расположено в самом центре Рязанской области, в 80 километрах от Рязани, на берегу Оки. Срезневская Покровская церковь впервые упоминается в документах XVI века. В 1903 году на месте старого деревянного храма возвели каменный.
Покровский храм села Срезнево, где служил отец Филарет
Со смертью настоятеля Покровской церкви отца Николая (после 1919 года) иеромонах Филарет становится настоятелем храма. В это опасное для воинов Христовых время, перед лицом трагических обстоятельств отец Филарет обретает подлинную решимость, мужество и непоколебимую твердость веры. В ответ на разорение новой властью всех окрестных монастырей иеромонах Филарет начинает совершать службы на приходе по монастырскому уставу. Он собрал и приютил у себя многих монахов и монахинь, которые стремились продолжать монашескую жизнь.
По благословению архиепископа Рязанского и Зарайского Вениамина (Муратовского) отец Филарет возобновил крестные ходы с образом «Споручница грешных». В 1931 году на одном из допросов он рассказал о том, как это произошло.
«В Покровском храме я поместил взятую из разоренной Спасо-Преображенской обители икону “Споручница грешных”. Эта икона – копия, настоящая же чудотворная икона осталась в Пронске, в соборе. Копия этой иконы была по заказу монастыря написана у пронского художника. Эта икона находилась в монастыре и никаких чудес не творила. И она начала творить чудеса, когда я ее взял к себе во время разгона монастыря, во время хождения по селам и деревням. Чудеса я знаю такие: после того как люди прикладываются, то у некоторых прекращается болезнь головы и ее больше не бывает. Архиепископ Зарайский Вениамин благословил меня ходить с этой чудотворной иконой. Я с этой иконой обошел все села округи, народ узнал это, вскоре на поклонение стали приходить паломники сами. Совершая в Срезневской церкви монастырскую службу, я для этой иконы установил праздник 29 мая по старому стилю. В этот день со всей округи стекался народ для поклонения. Монахини меня посещали, все рассеянные в округе, человек 150 и больше».
Удивительно, что даже сквозь сухие протоколы допросов пробивается задушевная интонация ответов отца Филарета. Он как будто не отвечает на вопросы своих гонителей, а беседует с близкими людьми. Поистине в допросах засвидетельствована верность иеромонаха Филарета Христовой заповеди: возлюби врагов своих!
Покровский храм села Срезнево отец Филарет превращает в духовный центр, сюда приходили на богослужения и поклонение образу «Споручница грешных» за сто и более километров, приезжали священники из многих городов России. Верующие стали именовать Срезневскую церковь монастырем.
Здесь стали совершать монашеские постриги. Центром притяжения был и сам настоятель иеромонах Филарет. Люди шли к нему за утешением и советом, с просьбами о молитвах в особо трудных жизненных обстоятельствах.
Сохранился эпизод из жизни отца Филарета тех лет, свидетельствующий о безграничном доверии паствы к своему батюшке и о его прозорливости: «Одна прихожанка, возвращаясь из храма, провалилась в прорубь, в ледяную воду. Звала на помощь, но услышать ее было некому, дома были далеко. “Батюшка, помоги, погибаю”, – шепнула она и сразу почувствовала под ногами опору. Вдруг видит: бежит с горы диакон Димитрий. Он помогает ей выбраться на лед и говорит: “А ведь меня отец Филарет прислал тебе помочь!”».
В 1926 году будущий священномученик архиепископ Иувеналий (Масловский) возвел иеромонаха Филарета в игумены. Появляется новый Срезневский монастырь. Отныне за игуменом навсегда закрепится это именование – Срезневский. С ним он и войдет в Царство Божие.
В стране тем временем усиливался натиск воинствующего атеизма: закрывали церкви, арестовывали священнослужителей. В этих обстоятельствах щитом Церкви и каждого верующего была неустанная молитва. Игумен Филарет часто отправлялся в паломнические поездки по монастырям. В Киево-Печерской лавре игумен исповедовался у своего духовника епископа Антония. В Киеве, в Московском Данииловом монастыре, в полуразоренном Донском молился о спасении России. В 1925 году отец Филарет проводил в последний путь Патриарха Тихона. Он встречался и беседовал со многими слу-жителями Церкви, в том числе и с будущим Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским).
Деятельность батюшки и окормляемого им монастыря, увеличение потока верующих и паломников в Срезнево очень беспокоили местное ОГПУ. Из Рязани в Москву полетели донесения: «В селе Срезнево Шиловского района 11 июня по случаю престольного праздника имел место массовый наплыв богомольцев – всего около 8 тысяч человек. Такое большое скопление народа объясняется тем, что в селе Срезнево служит в качестве священника некто Филарет, который пользуется особенным авторитетом, слывет за “святого”, широко практикует дачу советов по различным вопросам и болезням, почему к нему имеется широкое паломничество, даже крестьян из соседних Козловского и Тамбовского округов. Предварительным выяснением установлено, что Филарет, имея “чудотворную икону”, проводит ежедневные молебны и другие виды служб, в которых участвуют несколько попов, монахов и монахинь. 11 июня 1930 года на празднике находилось до 20 попов и 200 человек монашествующего элемента. Служба проходила в течение трех суток… В обычное, не праздничное время в доме Филарета всегда имеются временно проживающие прибывшие из разных районов монахи и монашки».
В донесениях сообщалось также, что после бесед с игуменом крестьяне не вступали в колхозы, а вступившие выписывались из них. Эти сообщения свидетельствовали о том, что за отцом Филаретом велось пристальное наблюдение со стороны карательных органов.
Игумен Филарет (Пряхин). Рязанская тюрьма, 1931 г.
Обстановка вокруг батюшки и его обители становилась всё более угрожающей. Но игумен не помышлял об осмотрительности и осторожности, он был готов к грядущим испытаниям, готовил к ним свое монашеское окружение. Об этом он позже спокойно говорил на допросе: «Каждого монаха и
монахиню, которые приходили помолиться в Покровскую церковь, я предупреждал о том, что возможен арест, что нужно к нему подготовиться. Сам я к нему был готов с прошлого (1930) года, мешочек с бельем у меня всегда висел на стене». 31 мая 1931 года последовал первый арест отца Филарета. Вместе с ним было арестовано несколько десятков игуменов и монахов. Игумен Филарет был доставлен в дом заключения поселка Шилово, а затем переведен в Москву, в Бутырскую тюрьму.
Пять месяцев шло следствие. Отец Филарет содержался в сырых промозглых подвалах, подвергался изнурительным ночным допросам, избиениям, травле и угрозам. От него требовали лояльности к властям, показаний на других священнослужителей. Следователей особенно интересовал владыка Иувеналий (Масловский). Протоколы допросов сохранили свидетельства о непоколебимости веры игумена, он не скрывал своих убеждений перед теми, кто гнал и наказывал за нее. Он говорил сле-дователям: «Народ против власти не настраивал, но сам постоянно молил Бога о даровании победы над супостатами и врагом считал каждого, кто идет против веры».
Игумена Филарета обвинили в организации контрреволюционной церковно-монархической группировки на территории Рязанского и других районов, в организации нелегального монастыря, ведении антисоветской пропаганды в течение десяти лет.
9 октября 1931 года «тройка» при полномочном представительстве ОГПУ по Московской области приговорила его к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Спустя месяц срок был сокращен до 5 лет. Отец Филарет был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала.
Беломорско-Балтийский канал стал первой великой стройкой социализма, на которой массово применялся подневольный труд заключенных. Он проходил по старинной паломнической дороге богомольцев к святыням Соловецкого монастыря. Для многих заключенных эта дорога стала последним крестным путем. Строительство шло в Приполярье, на границе Арктического региона, где девять месяцев в году стоят холода. Люди работали в нечеловеческих условиях. Жили в бараках, палатках, времянках. Рабочий день длился от 12 до 14 часов.
Строительство Беломорканала заключенными
Паек зависел от выполнения нормы выработки. Обычный паек заключенного строителя составляли буханка хлеба и баланда из мороженой рыбы. Чем меньше выработал лагерник, тем меньше он получал еды. Те, которые не могли выполнить нормы, получали урезанный «штрафной паек», это приводило к мгновенному истощению и смерти. Потом эта изуверская система питания стала применяться во всех
сталинских лагерях. Она заставляла напрягать все силы ради куска хлеба и половника баланды. Труд был ручной, физически очень тяжелый. Люди калечились, обмораживались. Высока была смертность, иногда она достигала 700 человек в день. Но эшелоны непрерывно доставляли на стройку новых и новых заключенных.
В Беломорлаге люди находились под массированным воздействием советской пропагандистской агитации, которая вдалбливала в их головы коммунистические идеи, необходимость «искупления вины» перед советской властью и перековки сознания на большевистский манер. В этих тяжелейших условиях игумен Филарет провел пять лет. Ни физические муки, ни идеологическая обработка не сломили его и не поколебали веры.
Весной 1936 года он вернулся на Рязанщину, хотя власти предупредили о нежелательности его пребывания там. Игумен тайно прибыл в Срезнево. К великой радости батюшки Покровский храм оставался действующим, в нем шли службы и драгоценная святыня – икона «Споручница грешных» – пребывала в нем невредимой. Поздним вечером отец Филарет отправился в храм. Чудесные мгновения неземной радости были ему наградой за тяжкие испытания: после нескольких лет изнурительного подневольного труда, унижений и страданий перед ним вновь сиял его любимый образ, утешая и укрепляя его. Игумен взял икону и трижды обошел с ней вокруг храма. По милости Божией, по молитвам отца Филарета храм этот с тех пор не закрывался во все годы жестоких гонений и до нынешнего времени. Потом батюшка спрятал драгоценный образ, заменив его списком, и покинул Срезнево.
Началась скитальческая жизнь отца Филарета. Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий (Масловский), надеясь оградить отца Филарета от новых арестов, благословил его отправиться в Калинин (так тогда назывался город Тверь), где игумена никто не знал. В Калинине у отца Филарета не было ни друзей, ни родственников, ни приюта. Была надежда только на милость Божию и на единоверцев. В городе он познакомился со священником отцом Иоанном Ерошкиным, который помог ему найти жилье. Материально игумена Филарета поддерживала дальняя родственница, жившая в поселке Клязьма под Москвой. На богослужения игумен часто ходил в храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Два трудных года батюшка прожил в Калинине, а потом перебрался в село Трубино Калининской области, где его приютил дальний родственник Иван Зотов. Иван и сам отбыл два срока в заключении, ему были близки и понятны трудности бывших зеков, которых власти не желали прописывать, регистрировать, принимать на работу; после лагерных мук их лишали всякой возможности вести нормальную жизнь. Иван поселил батюшку в баньке, худо-бедно приспособленной под жилье.
Попытки отца Филарета начать служение в храме власти грубо пресекли. В марте 1938 года епископ Калининский и Великолукский Палладий (Шерстенников) предложил отцу Филарету освободившееся место священника в церкви поселка Кунаково Тверской области. Батюшка прибыл в Кунаково и вместе с церковным старостой пришел в райисполком Совета депутатов трудящихся, где, по закону, он должен был зарегистрироваться. Однако местные власти отказались его регистрировать, очевидно по причине лагерного прошлого, и отправили в местное отделение НКВД, где наотрез отказались регистрировать «бывшего зека». Отец Филарет вынужден был вернуться в Трубино.
Между тем в Калининской области, как и во всей стране, вовсю раскручивалась репрессивная машина. Готовились аресты оставшихся видных священнослужителей. 28 августа 1939 года в органах НКВД были выписаны ордера на аресты отца Филарета, епископа Палладия (Шерстенникова) и других священнослужителей. В этот день Церковь отмечала праздник Успения Божией Матери. Отец Филарет вместе с родственником Иваном Зотовым присутствовал на праздничном богослужении. Во время службы диакон Христофор сообщил батюшке, что за ним приезжали сотрудники НКВД. Отец Филарет с Иваном вышли из церкви и перелесками добрались до поселка Трубино. Вечером того же дня в баньку, где жил отец Филарет, нагрянули оперуполномоченные и арестовали батюшку.
Его доставили в тюрьму города Калинина. Начались нескончаемые допросы. Всего их было 24. Отца Филарета обвиняли в участии в контрреволюционной антисоветской группировке во главе с владыкой Палладием. За прошедшее десятилетие фразеология и приемы карательной машины не изменились. Как и прежде, от игумена Филарета требовали показаний на других священнослужителей: епископа Палладия, архиепископа Иувеналия, на жившего в Тверской области в ссылке архимандрита Сергия (Серебрянского) – духовника Елизаветы Федоровны Романовой, сестры императрицы Александры, и на других. Более полугода шло следствие. Отец Филарет не дал никаких показаний, виновным себя не признал.
4 марта 1940 года «тройка» при УНКВД по Калининской области вынесла приговор: признать виновным «за участие в контрреволюционной, церковно-монархической группировке во главе с епи-скопом Палладием». Игумена Филарета приговорили к трем годам исправительно-трудовых работ в Сиблаге.
17 апреля 1940 года игумен по этапу прибыл в Мариинский пересыльный пункт тогдашней Новосибирской области. Оттуда пешком под конвоем этапники были направлены в лагерь Ново- Ивановского отделения Сиблага, который располагался в 50 километрах от Мариинска и в 30 километрах от поселка Верх-Чебула. Ново-Ивановский лагерный пункт стал последним местом жи-тельства преподобномученика. Отсюда пришло последнее письмо от отца Филарета, адресованное близким: «Вот уже исполнился год, как меня посадили на колесницу Израилеву. Прибыв в Мариинск, от города живу в 50 верстах. Родимые мои, напишите письмецо, напишите мне хоть три словечка, больше ничего».
Ново-Ивановский ОЛП был сельскохозяйственным отделением Сиблага. Кое-что из производимой продукции попадало и на скудный стол заключенных. Но в остальном порядки там были такие же суровые, как и в других советских концлагерях. Писать письма на волю, получать оттуда посылки разрешалось лишь раз в месяц. А для осужденных за контрреволюционную деятельность, как для отца Филарета, – лишь один раз в три месяца. Свидания – раз в полгода. Заключенные жили в переполненных, плохо протапливаемых бараках. Работали по 12–13 часов.
В этих тяжелейших для физического существования условиях дух отца Филарета крепчал и разгорался все ярче и ярче. По преданию его духовных чад и родственников, подтверждаемому намест-ником Рязанского Иоанно-Богословского монастыря архимандритом Авелем (Македоновым), именно во время отбывания второго срока в Ново-Ивановском ОЛП игумен Филарет принял высшую степень монашества – схиму с именем Серафим. Власти гнали отца Филарета, мучили, требовали отказаться от веры, но через это только укреплялась его пламенная вера во Христа.
Батюшку изнуряли болезни: порок сердца, кахексия (крайнее истощение), к этому добавилось гриппозное воспаление легких. 7 марта 1942 его душа отошла к Богу. Это было время Великого поста на Крестопоклонной неделе. 9 марта отец Филарет был погребен на кладбище Ново-Ивановского отделения Сиблага. Могила его не найдена. На месте лагерного кладбища ныне возвышается поклонный крест в честь преподобномученика Филарета Срезневского, установленный 30 октября 2004 года.
Спустя 68 лет, в 2000 году, в день смерти подвижника замироточил его образ, написанный для келейного поклонения. 31 мая 2000 года, в день, когда 70 лет назад начался крестный путь батюшки, в Срезневском храме вновь началось обильное мироточение и благоухание иконы, продолжавшееся более двух недель. Это были непреложные свидетельства обретения отцом Филаретом Божественной славы.
2 августа 1989 года Иван Трофимович Пряхин (игумен Филарет) был реабилитирован прокуратурой Рязанской области.
12 марта 2002 года игумен Филарет канонизирован Русской Православной Церковью по представлению Рязанской епархии как преподобномученик. Церковь празднует день его памяти 7 марта по новому стилю, в день мученической кончины.
Подвиг веры игумена Филарета (Пряхина) был особо прославлен и в Кузбассе. 10 августа 2007 года в поселке Верх-Чебула состоялось торжественное освящение возведенной в честь преподобномученика Филарета часовни. Она построена на возвышении в форме шлема воина, напоминая о том, что стоит в честь несгибаемого воина Христова, каким был отец Филарет.
На освящение часовни прибыла делегация из Рязанской епархии. Рязанцы привезли в дар икону преподобномученика Филарета с частицей его облачения. Она была возложена на аналой. На иконе преподобномученик Филарет изображен с распятием в одной руке и пальмовой ветвью в другой, с четками, висящими на запястье. Распятие символизирует его мученический подвиг во имя Христа, пальмовая ветвь – победу праведной души над смертью, четки и облачение указывают на монашеский чин. Просветленный взгляд преподобномученика устремлен за завесу времени, в созерцание Царства Божьего.
Еще до открытия часовни, во время чина освящения креста и купола, произошло необыкновенное знамение, которое наблюдали все присутствующие: «Когда стали поднимать купол и крест на часовню, то серая пелена облаков, закрывавшая всё небо с самого утра, прорвалась, над часовней в ярко-голубом небесном окошке появились легкие облака в виде белокрылого ангела и креста. Все присутствующие с замиранием сердец и со слезами на глазах наблюдали это чудо Божие». Об этом же свидетельствовал протоиерей Дмитрий Малюкин, в то время настоятель Верх-Чебулинского храма, также присутствовавший на празднике.
В часовне по воскресным дням читаются акафисты иконе Божией Матери «Споручница грешных» и срезневскому преподобномученику. Вокруг шумит молодая кедровая роща. Вдоль ведущей к роднику дорожки летом цветут цветы, блестит чистая студеная вода в роднике, освященном во имя Филарета Срезневского.
В Покровской церкви в Срезневе и ныне пребывает образ Божией Матери «Споручница грешных». 11 июня (29 мая по старому стилю) на праздник иконы, установленный преподобномучеником Филаретом, как и прежде, съезжаются паломники из многих мест России.
В 2010 году по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Павла возобновил свою работу Спасо-Преображенский монастырь, где более 20 лет духовно возрастал преподобномученик.
Подвигом игумена Филарета Срезневского украсились и Рязанская и Кузбасская земли.
Тропарь, глас 5
Учителю благочестия/, истиныя веры Христовы ревнителю/, новомучениче Филарете/, Пронския и Срезневския земли украшение/стяжал еси в сердце твоем Духа Святаго благодать/Христа мужественно исповедал еси/, к новомучеником Российским быв причтен,/славу на небесех наследовал еси/. Молися прилежно Владыки Христу/Да сохранит Отечество наше в мире и благоденствии,/ и спасет души наша.