Преподобный Василиск Сибирский
День памяти: 29 декабря / 11 января
Родился отец Василиск (в миру Василий Гаврилович Гаврилов) около 1740 года в деревне Иванищи близ Калязина (территория современной Тверской области). Его родители, Гавриил и Стефанида, относились к категории экономических крестьян и пользовались относительной свободой. Отец Василия был мужиком работящим, на-божным и жизнь своей семьи строил крепко, ладно. Детей своих – троих сыновей – воспитывал в страхе Божием, приучая их терпеливо сносить обиды, не ссориться, запрещал браниться, а если они допускали ослушание – строго наказывал. Семья жила в достатке, и ничего не предвещало беды, да только вскоре воры обокрали дом Гавриила и Стефаниды, унеся с собой все их сбережения в виде кувшина с серебряными монетами. Женщина тяжело перенесла эту утрату и вскоре умерла.
Преподобный Василиск Сибирский
Оставшись один с тремя детьми, Гавриил женился во второй раз, но прежнего семейного лада и благополучия не было. На старости лет он кормился подаянием Христа ради. Таков же удел выпал на долю его сыновей. Причем Василий, в силу своей кротости и робости, никогда не просил, а только смотрел на проходящих и одним терпеливым взором выражал свою просьбу.
С раннего детства познал он тяготение к Богу, к вере и жадно внимал рассказам отца о благочестивых людях, о христианском учении, о святых угодниках и подвижниках. Во многом жизненный выбор Василия был предопределен примером преподобного Макария Калязинского, святые мощи которого пребывали в местном монастыре. Ту же стезю себе выбрали его старшие братья Косма и Максим. Видя такое отношение детей Гавриила к вере, крестьянский мир освободил их от всех податей, дав им свободу в служении Господу. Лишь младший сын Гавриила, Василий, которого отец понудил жениться на дочери состоятельного крестьянина, оставался несвободен в своих поступках. Но и он, после трех лет семейной жизни, покаялся перед родней жены и попросил его отпустить в
монастырь или в скит к пустынно - служителям. Видя его непреклонное желание служить Богу, тесть и жена отпустили его с миром.
Оставив жизнь мирскую с ее суетой и соблазнами, Василий пришел в Введенский Подмосковный монастырь, и так ему понравилась строго подвижническая жизнь местных старцев, что стал он просить, чтобы приняли его в число их братии. Строго испытав се-рьезность его устремлений, настоятель монастыря отец Клеопа сказал тогда: «Благо ти будет, сын мой, и преуспеешь в монашестве, если всегда так послушлив будешь к отцам духовным…». Напутствовав Василия, он благословил его на пустынное и безмолвное житие.
Старец Адриан
Многое пришлось испытать Василию на этой стезе, прежде чем стать пустынножителем Василиском, много разных учителей встретилось ему на тяжком пути познания веры, каждый из них по-своему, советами и поступками, приближал Василия к будущему подвижничеству. Иеромонах Адриан (Блинский) постриг Василия в монахи и нарек ему имя Василиск. После одиннадцати лет пребывания в Коневском монастыре отец Адриан благословил иноков Василиска и его ученика Зосиму на прожитие в уединении в сибирских пределах. Не сразу, а трижды испытав свою судьбу, отцы Василиск и Зосима пытались уехать на Афон, но не допустил Господь им там побывать, и тогда, смирившись, они поехали в Сибирь.
Коневский монастырь. Старинная гравюра
В столице Сибирского края – Тобольске – Преосвященный Варлаам (Петров), архиепископ Тобольский и Сибирский, принял их благосклонно, разместив их в Ивановском монастыре, позаботился о достаточном содержании. С наступлением весны он дал им письменное дозволение жить на территории его епархии, где сочтут удобным для себя. До следующей зимы объехали они в поисках места будущего уединения пустыни Ишимского, Томского, Енисейского, Красноярского округов. Зима их застала в Кузнецком.
Прибыв на место, которое находилось от ближайшей деревни в сорока верстах, вырыли они себе землянку и предались своим ежедневным трудам во славу Божию, во время которых старец Василиск большую часть времени пребывал в сердечной молитве. Оставаясь в бескрайнем сибирском безмолвии, отцы Василиск и Зосима, отрешась от мира, пристрастий, различных желаний, все более распалялись в любви к Единому Богу, внимательно прислушивались к себе, оберегая свою сердечную тишину от всего развлекательного и суетного. В таком состоянии познали они радостно-печальное ощущение жизни: радость от того, что сподобились спокойно и беспрепятственно служить одному Богу, и печаль от неизвестности о прощении собственных грехов.
Перезимовав суровую сибирскую зиму, старцы решили поменять место своего жительства и, ежечасно рискуя, двинулись в путь по весенней тайге, определяя направление по солнцу, звездам и коре деревьев. Много дней и ночей провели они в муках и страданиях, пока наконец не вышли к небольшой деревеньке, а уже оттуда крестьяне помогли им добраться до Кузнецка. Более двух месяцев пустынножители, ослабленные зимовкой и трудной дорогой по весенней тайге, набирались сил в небольшом сибирском городке, а окрепнув, продолжили поиск места для своего будущего скита. Их выбор пал на уединенное место в пятидесяти верстах от Кузнецка, окруженное лесами и озерами, где с помощью благодетелей они построили две кельи. Пустынники решили жить рядом, но поврозь.
Более двадцати лет прожили иноки Василиск и Зосима в уединении, каждый в своей келье, уклоняясь от празднословия, и по целым неделям пребывали в полном молчании, особенно в среду и пятницу, но на воскресные и праздничные дни они сходились вместе и проводили время в чтении и беседах на духовные темы.
Со временем их пустынная обитель стала прибежищем для других отшельников, решивших посвятить свою жизнь служению Богу. С благословения старцев они стали селиться рядом с их кельями, построив себе землянки. Именно так появился в пустыни Петр Мичурин, известный нам как праведный Петр Томский.
Видя, что их житие становится все более гласным, решили пустынники разъединиться. Отец Василиск остался с новыми насельниками, а отец Зосима удалился от них на пять верст и срубил себе новую келью. Лишь на праздники приходил он на старое место, и отец Василиск навещал его в назначенные дни, когда они вместе обедали, обсуждали прошедшие события из жизни пустынножителей. В смирении своем отец Василиск никогда не поучал отца Зосиму на правах старшего и более опытного, но всегда как с братом делился своими мыслями, однако наставлял его и давал советы. Его бесценный молитвенный опыт описан монахом Зосимой в рукописи «Повествование о действиях сер-дечной молитвы старца-пустынножителя Василиска», которая представляет собой изложение откровений преподобного о необычайных плодах благодати, дарованных ему во время занятия умным деланием. Так постепенно, но все более явно открывал Господь новую стезю старцу Василиску: заканчивался его затворнический период жизни и начинался пастырский…
В это время в городе Кузнецке был образован особый дом для первоначальных, желавших вести иноческий образ жизни, и старец Василиск стал бывать здесь чаще, чем в пустыни, наставляя женщин в иноческом житии, иногда посылал к ним монаха Зосиму.
Скоро выяснилось неудобство монашеского жития среди мирских, и старец Зосима стал хлопотать о переводе инокинь в какой-нибудь упраздненный монастырь. Зосима
отправился к Тобольскому архиепископу Амвросию (Келембету). Тот благосклонно выслушал просьбу и согласился отдать под их нужды заштатный опустевший монастырь в городе Туринске, но поскольку этот монастырь числился мужским, надлежало исхлопотать в Святейшем Синоде перевод его в разряд женских. С этим и отправился в Санкт-Петербург монах Зосима. Слава о пустынных подвигах старца Василиска докатилась до столицы, и потому члены Синода без колебаний согласились на его просьбу.
Свято-Николаевский женский монастырь в г. Туринске
Вскоре состоялся переезд сестер на новое место, в Свято-Николаевский монастырь. Попечителем монастыря был поставлен отец Зосима. Старцу Василиску срубили отдельную келью в семи верстах от обители, где он принимал сестер, посещая монастырь лишь изредка. Будучи уже в преклонном возрасте и страдая от немощей телесных, старец Василиск все более нуждался в уходе. Старец скончался 29 декабря 1824 года. Время своего отхода он указал с точностью, накануне исповедался и приобщился Святых Христовых Тайн. До последнего вздоха был отец Василиск в устной и сердечной молитве и со словами «Господи Иисусе Христе» испустил дух, словно уснул. Весь город собрался при одре его без всякого оповещения, а погребен был старец в Свято-Николаевском монастыре, близ соборного алтаря, на северной стороне, 4 января 1825 года. После революции 1917 года монастырь был закрыт, а его постройки разрушены. Мощи отца Василиска были обретены в 2000 году и в настоящее время пребывают в Екатеринбурге, в храме Всемилостивого Спаса подворья Ново-Тихвинского женского монастыря.
11 января 2004 года состоялась его канонизация как местно- чтимого святого Екатеринбургской епархии, а 4 октября того же года Архиерейским Собором Русской
Православной Церкви было утверждено всецерковное прославление преподобного старца Василиска. Память совершается (по новому стилю): 11 января – день преставления, 23 июня – в Соборе Сибирских святых.
Тропарь, глас 8
Земли Сибирския процветение, / юже безмолвия подвигом озарил еси, / житие пустынное до конца возлюбив, блаженне, / и, яко бисер многоценный, / сердечныя молитвы дар от Господа стяжал еси, / и нам в наследие сие сокровище явил еси, / да во спасение его приемлюще, вопием ти: // преподобне Василисче отче наш.