Священномученик иерей Александр Лихарев
День памяти: 4/17 марта
Священномученик Александр Петрович Лихарев родился 25 января 1876 года в селе Сеньково Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Лихарева. В 1896 году Александр окончил Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии тринадцать лет работал учителем в селе Иславское Звенигородского уезда.
Иерей Александр Лихарев
Иславское – одно из древнейших сел Подмосковья, расположено недалеко от Звенигорода, известно уже с XIV века. В конце XIX века в Иславском проживало 472 человека. В 1890-е годы здесь было открыто начальное училище, где и стал работать учителем Александр Петрович. Основательницей и попечительницей училища являлась Татьяна Ивановна Сушкина, владелица Иславского поместья.
В селе было две церкви, одна деревянная, другая каменная. Небольшая, со строгими выверенными пропорциями каменная Спасская церковь была построена в 1799 году архитектором школы М. Ф. Казакова в излюбленном в те времена классическом стиле. Имела два придела: в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и в честь великомученика Георгия Победоносца. Особенно замечательными в храме были два образа: древняя икона Божией Матери «Знамение» и подаренная благодетелем И. П. Архаровым икона «Всех Скорбящих Радость». Эти святыни, конечно, видел Александр, прикладывался к ним, бывая на службах в Спасском храме.
В 1909 году Александр был рукоположен во диакона и начал служить в Дорогомиловской церкви иконы Божией Матери «Тихвинская» на Бережках в Москве.
Дорогомилово – бывшая ямская слобода, и служение в этом приходе имело свои особенности. Ямщики – народ вольный, буйный. О нравах обитателей слободы можно судить, к примеру, по сообщению газеты «Московский листок» о полете на воздушном шаре аэронавта Жана Овербейка. 11 сентября 1905 года аэронавт поднялся на шаре в Зоологическому саду: «Погода была чудная, и полет был очень удачный. Но беда в том, что господин Овербейк спустился в Дорогомилове, где пьяная безобразная толпа окружила аэронавта, и его шар буквально разорвали на клочки». С такой паствой и прихо-дилось иметь дело священникам ямской слободы.
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери на Бережках в Дорогомилове
Каменная церковь Тихвинской иконы Божией Матери построена в 1716 году, в конце XIX века существенно обновлена. Это была небольшая, приземистая церковь, простая, без архитектурных излишеств. Видом своим напоминала крепкие деревенские избы. Небольшой храм, широкая трапезная, невысокая монолитная колокольня соединялись в одно целое.
Дьякону Александру удалось наладить добрые, доверительные отношения с прихожанами, он пришелся по нраву служителям церкви. В 1920 году его рукоположили во священника. Более 20 лет отец Александр прослужил в этом храме. В 1929 году его переводят в Дорогомиловский Богоявленский кафедральный собор. А Тихвинскую церковь уже через год, в 1930 году, власти закроют, спустя тридцать лет снесут, на ее ме-сте долго будет зиять пустырь, потом возведут гостиницу «Славянская».
Такая же трагичная участь постигнет и Дорогомиловский Богоявленский кафедральный собор, в котором отец Александр прослужил три года. Храм был построен в XVIII веке, в конце XIX его полностью перестроили: старая церковь была превращена в трапезную, а к ней пристроили новый храм. После закрытия в 1918 году Успенского кафедрального собора в Кремле и захвата храма Христа Спасителя обновленцами церковь Богоявления стала кафедрой Патриарха Тихона. Но отец Александр служил там, когда Патриарха Тихона уже не было.
Богоявленский собор в Дорогомилове
Советская власть все яростнее боролась с религией, все меньше оставалось действующих храмов. Закрыли и Богоявленский собор, в 1938 году он был взорван. На его месте стоит теперь жилой дом.
Девять месяцев – с 1932-го по 1933 год – отец Александр прослужил в Мытищах, потом три месяца был безработным, и затем был направлен в Никольскую церковь Солнечногорска. В семье отца Александра к тому времени было четверо взрослых детей, которые проживали и работали в Москве.
Обстоятельства служения в Солнечногорске сложились весьма горестно для отца Александра. Служение в те богоборческие годы требовало мужества, настойчивости, терпения, твердости, потому что со всех сторон Церковь гнали и теснили. Помимо того, что закрывали храмы, власть искореняла священников, батюшкам запрещали молебны, крестные ходы, не разрешали проповедовать, старались полностью расстроить приходскую деятельность священника. Органы НКВД насаждали осведомителей и в
Церкви, привлекая к этому как священнослужителей, так и простых верующих. От их рук и пострадал отец Александр.
27 ноября 1937 года батюшка был арестован и заключен в камеру в Солнечногорском отделении милиции.
В тот же день на допрос был вызван диакон Никольской церкви и дал такие показания против отца Александра, которые в те времена могли стоить не только длительного срока заключения, но и жизни: «Лихарев иногда проявлял недовольство советской властью, говорил, что советская власть делает гонение на религию, не дает спокойно жить верующему населению, при этом приводил примеры о том, кого из попов арестовали».
2 декабря 1937 года отца Александра допросили еще раз. Документы зафиксировали его стойкость и твердость веры.
Во время допроса следователь утверждал: «Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели контрреволюционную деятельность».
«В контрреволюционной деятельности я виновным себя не признаю», – твердо заявил отец Александр. На следующий день, 3 декабря, был допрошен, как сказано в протоколе, «служитель религиозного культа» Александр Смирнов. Тот показал, что знает отца Александра недавно, в ноябре 1937 года у них был частный разговор, во время которого отец Александр сказал: «Советская власть выпустила Конституцию. Казалось бы, всем гражданам должна быть полная свобода, а получается наоборот. Особенно делают гонения на религию, служителей культа гоняют из района в район, нигде их не прописывают». При этом он привел пример, как одного священника послали в пятнадцатое место и нигде его не прописывают, и сказал: «И получается большевистское пустословие, а не Конституция». На этом следствие было закончено.
Отец Александр был обвинен в контрреволюционной деятельности и контрреволюционной агитации. Виновным себя он не признал.
Его перевезли в Москву и заключили в Таганскую тюрьму. 5 декабря 1937 года был вынесен приговор – 10 лет исправительно- трудовых лагерей. Отец Александр этапом был отправлен в Сиблаг. Там ему определили место отбывания срока в Сусловском отделении Сиблага НКВД, где он должен был работать на свиноферме. Чуть более трех месяцев удалось отцу Александру продержаться в невыносимых лагерных условиях. 17 марта 1938 года он умер в лагерной больнице и был захоронен в безвестной могиле.
25 марта 2004 года по представлению Московской епархии причислен к лику святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.
Церковь поминает иерея Александра Лихарева в день его мученической кончины – 17 марта по новому стилю.