Священномученик иерей Константин Соколов
День памяти: 12/25 марта
Священномученик Константин Соколов был потомственным сельским батюшкой. Сорок лет он прослужил в храме села Люберцы, где прежде служил его отец.
Константин Михайлович Соколов родился 3 мая 1875 года в селе Люберцы Московского уезда Московской губернии в семье диакона Михаила Соколова.
Люберецкий краевед А. А. Белов собрал интересные свидетельства об истории Люберец, его храмах и священнослужителях. Он обнаружил, что в 1869 году в Люберцах насчитывалось 69 домов, из них восемь каменных. Здесь проживало 209 мужчин и 237 женщин. В селе было шесть торговых лавок, два питейных дома, два трактира, харчевня и четыре постоялых двора. В 1899 году построен завод паровых машин Карла Вейхельта. Рассказывает А. Белов и о единственной в Люберцах Преображенской церкви: «Нашу цер-ковь омывала Люберка, и плескался у подножия проточный пруд». Да и все храмы в прилегающих поселках стояли у воды – возле рек и озер. А в близлежащих Котельниках прихожане специально выкопали пруд у церкви. Вода и церковь отразит – красоту удвоит, и округу украсит, и от пожара святыню убережет.
В своем исследовании люберецкий краевед упоминает и священника Михаила Соколова – отца будущего священномученика: «С Божьим домом прихожане не расставались от рождения до кончины. Крестили детей, совершали браки, отмечали праздники: Рождество Христово, Крещение, Пасху. Священнослужители приобщали молодежь к добру, культуре, к нравственным устоям. Первыми наставниками люберчан были священник Григорий Дмитриев и дьячок Ивашко Семенов (конец XVІІ века), священники Алексей Андреев и Петр Владимиров, дьякон Иван Савельев, дьячок Трофим Иванов (XVІІІ век), священники Михаил Соколов и Василий Зимин – в XІX веке». По этому свидетельству можно понять, что отец Михаил являлся старожилом Люберец и долго служил в Преображенском храме.
В 1896 году Константин окончил Московскую духовную семинарию и был рукоположен во иерея. Отныне вся его жизнь, за исключением двух последних лет, будет связана с Преображенским храмом в родном селе. Отец Константин занял место рядом со своим батюшкой. Он женился на Серафиме Никитичне. В 1911 году у супругов родилась дочь Нина, в 1914 – сын Михаил.
К началу ХХ века приход в Люберцах увеличился и составлял около 7 тысяч человек. Преображенский храм для Люберец на протяжении трехсот лет играл особенную роль: благодаря наличию в селе церкви Люберцы становятся центром округи, разрастаются.
Первый деревянный храм Преображения Господня был построен еще в XVІІ веке. Боярин Милославский и князь Прозоровский перестроили храм в камне. Затем в 1821 году на средства прихожан и дарителей к церкви пристроили два придела: Успения Богородицы и Святителя Николая в трапезной. Появились портики с колоннами. Здание приобрело характерный для того времени классический величественный облик.
Люберцы. На берегу р. Люберки. Вдали церковь Преображения Господня. 1934 г.
Большой, красивый храм с замечательной акустикой привлекал к себе не только многочисленных прихожан, но и московских первоиерархов. Они приезжали на престольные праздники в Люберцы. Здесь пел хор имени Пятницкого и знаменитый тенор И. С. Козловский. Любил служить известный протодиакон Максим Михайлов, обладатель уникального голоса.
Сельская жизнь текла размеренно, с трудами и праздниками. Служение отца Константина подчинялось непреложному церковному кругу богослужений и духовным нуждам прихожан.
Революционные события 1917 года поначалу мало затронули приходскую жизнь. Но уже с 1918 года, после появления Декрета об отделении Церкви от государства, в Люберцах, как и повсюду, началось притеснение Церкви и духовенства. Власть запретила священно- служителям ходить по приходам с молебнами, устраивать крестные ходы, преследовала любое возвышение голоса за веру Христову. В 1932 году был арестован и отправлен в ссылку последний настоятель Преображенского храма священник Владимир Ипполитов. Церковь закрыли. Имущество частично сожгли, частично свезли в подвал завода имени Ухтомского. Центральное паникадило долгое время «украшало» зал заседаний Люберецкого обкома. В здании храма сначала пытались сделать клуб, потом спортзал. Но у новых властей ничего не заладилось, переделки были крайне неудачными.
18 июня 1936 года отец Константин переходит служить в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Смолино Верейского района.
А в Люберцах власти начали сбор подписей за снос Преображенского храма, как «очага бескультурья», причем не гнушались и подкупом. По свидетельству очевидцев, за подпись давали отрез сукна. Сукна хватило – в 1937 году церковь взорвали. Церковное кладбище снесли. На месте разрушенного храма расположился стадион «Торпедо».
Отец Константин не надолго пережил свой родной храм.
В Смолине в тяжелых условиях он пытался наладить церковную жизнь, добиться разрешения на крестные ходы, молебны, сплотить церковный совет, чтобы защитить возможность служить и исповедовать Христа. Однако эти усилия отца Константина воспринимаются властями как антисоветская деятельность. Осведомители и доносчики подают сигналы в органы НКВД.
В октябре 1937 года сотрудники НКВД допросили свидетелей. Они сообщили, что священник Константин Соколов призывает к вере во Христа и праведной жизни, ставя в пример Марию Египетскую. Благодаря этим свидетельским показаниям мы можем представить те мытарства, которые переживали священники, пытающиеся отстоять свое право на служение. Свидетели рассказали следующее: 20 сентября, после всенощной под праздник Рождества Пресвятой Богородицы, он (отец Константин) сообщил верующим, что обращался в НКВД за разрешением ходить по приходу с молебнами, но такого разрешения не получил, и потому просит прихожан приходить служить молебны в храм. Он тогда же сказал, что обращался и к председателю сельсовета, чтобы тот разрешил служить молебны, не ставя в известность районные власти, но тот отказал. Посылал он и членов церковного совета собирать подписи колхозников под ходатайством на разрешение идти с крестным ходом, но тоже безуспешно.
Органы сочли, что отец Константин неисправим и потому опасен. 17 ноября 1937 года его арестовали. Первое время он содержался в Можайской тюрьме, а затем был переведен в Таганскую тюрьму в Москве.
Начались допросы, в ходе которых следователи стремились обвинить отца Константина в антисоветской деятельности.
«Вопрос следователя: Следствием установлено, что вы в сентябре сего года по поводу сталинской конституции высказывались, что в законах советской власти написано, что служить в церкви, ходить вокруг церкви с крестными ходами и по домам колхозников разрешается, а на деле хождение запрещают. Подтверждаете ли вы, что был такой разговор?
Ответ отца Константина: Да, такой разговор был с председателем сельсовета после того, как ко мне обратились прихожане с просьбой идти крестным ходом вокруг церкви. Я спрашивал председателя, почему нельзя в праздники ходить вокруг церкви… на хождение вокруг церкви разрешения не требуется. Но о сталинской конституции я ничего не говорил.
Вопрос: Истолковывая конституцию в антисоветском духе, вы говорили, что в конституции написано о свободе уличных шествий, а на деле не дают ходить с молебнами. Подтверждаете ли вы это?
Ответ: Нет, не подтверждаю. Такого я не говорил.
Вопрос: Вы посылали членов церковного совета собирать подписи под ходатайством о разрешении ходить с молебнами по домам колхозников?
Ответ: Церковный совет обратился ко мне с просьбой ходить с молебнами; я же сказал, что это дело верующих. Церковный совет собрал подписи, староста пришел ко мне, и я обратился в сельсовет, но там мне отказали».
Чуть больше месяца шло следствие. Отца Константина обвинили в контрреволюционной агитации. 25 ноября 1937 года «тройка» НКВД приговорила его к 10 годам заключения в исправительно - трудовом лагере. Батюшке шел 63-й год.
В середине зимы, 9 января 1938 года, в самое лютое для Сибири время, отец Константин прибыл в Сусловское отделение Сиблага НКВД, в то время это Новосибирская область. Он едва лишь дотянул до весны. 25 марта 1938 года отец Константин умер от голода и непосильной работы, погребен в безвестной могиле.
26 ноября 1997 года иерей Константин Соколов реабилитирован прокуратурой Московской области53.
6 октября 2005 года отец Константин канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии.
Память о священномученике Константине в Люберцах бережно сохраняется. В восстановленном Преображенском храме появилась икона Новомучеников и исповедников Люберецких. Среди них и отец Константин, и священномученик Александр Виноградов, который служил вместе с ним незадолго до разрушения храма.
Отец Константин в год мученической смерти был уже в преклонных годах, но иконописец изобразил его в образе прекрасного молодого человека – таким, каким он и вошел в Царствие Небесное.