Священномученик иерей Леонид Муравьев
День памяти: 29 октября / 11 ноября
Священномученик иерей Леонид, как и его отец, всю жизнь прослужил сельским священником в небольшом селе Марьинка под Москвой. Он был арестован уже в очень преклонном возрасте и отправлен в концлагерь – карательная машина НКВД не делала скидок ни на возраст, ни на болезни, ни на многодетность. На всех священнослужителей находились обвинения в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации.
Леонид Владимирович Муравьев родился 18 апреля 1868 года в селе Алешино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Владимира Ивановича Муравьева. Отец Владимир сорок три года служил сельским батюшкой в Алешинской Космодамианской церкви. Как было принято в семьях священников, Леонид пошел по стопам отца. В 1888 году он окончил Московскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. После этого восемь лет работал учителем церковно-приходской школы в селе Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии. Женился на Марии Александровне, в девичестве Зверевой, дочери священника Александра Григорьевича Зверева.
4 февраля 1896 года митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) Леонид рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем Крестовоздвиженской церкви села Марьинка Бронницкого уезда Московской губернии. Село имело давнюю интересную историю. По преданию, оно названо по имени красавицы Марии Хлоповой, несостоявшейся жены царя Михаила Федоровича. Невеста Мария была оклеветана государевым кравчим П. М. Салтыковым в том, что она больна и поэтому не может быть женой царя. Несчастную Марью сослали вместе с родственниками в Сибирь. Владения бояр Хлоповых перешли к Бутурлиным. В 1748 на средства Д. Бутурлина построен белокаменный храм во имя Воздвижения Креста Господня с приделами во имя Архангела Михаила и первоверховных апостолов Петра и Павла. Вход в храм украшали красивые белокаменные колонны. Рядом Бутурлин возвел четырехъярусную колокольню. В Крестовоздвиженском храме и начал служить отец Леонид.
Храм был расположен на окраине села – в старинном, очень живописном парке. Вместе с парком он являлся частью усадьбы Бутурлиных. Неподалеку находился конный двор Бутурлиных, построенный в затейливом псевдоготическом стиле.
Батюшка с усердием принялся за свои обязанности. Работа сельского священника не была для него новой: много лет его отец исправно нес эту службу. И отец Леонид достойно продолжил служение.
Отец Леонид преподавал Закон Божий в Марьинской церковно- приходской школе. Как деревенский батюшка, он вел хозяйство, занимался крестьянскими трудами: имел 200 десятин земли, держал две лошади, две коровы, овец, поросят. Построил хороший дом, сарай, амбар, баню. Росла и семья: один за другим рождались дети: старший Леонид (1895), потом Мария (1897), Екатерина (1902) и Александр (1910).
Каждый день своим чередом шли богослужения, молебны, требы. Сорок два года, до срока своего ареста, прослужил батюшка в Марьинке.
8 января 1917 года отец Леонид был утвержден благочинным 2-го округа Бронницкого уезда. К его благочинию издавна приписан древний деревянный храм Преображения Господня в селе Заворино, расположенный на берегу реки Северки. Он являлся памятником великому событию русской истории – Куликовской битве. По преданию, именно на этом месте преподобный Сергий Радонежский простился с полками великого князя Дмитрия Донского, отправлявшегося на Куликово поле. В этом храме нередко служил отец Леонид.
После переворота 1917 года целые сословия, в том числе и священнослужители, в представлении новой большевистской власти оказались ненужными и вредными, подлежащими искоренению. Отца Леонида после революции раскулачили, отобрали землю, постройки, лишили избирательных прав.
В 1931 году власти обложили приход и семью священника непомерными налогами. Затем последовали доносы и нелепые обвинения. Его обвинили в нанесении вреда колхозной собственности: умерли поросята, которых колхозники разместили на скотном дворе священника. При расследовании обвинение было снято. На отца Леонида наложили новые невыполнимые налоги и за нарушение сроков подвергли суду. По решению скорого суда все имущество священника конфисковали, а для жилья семьи из нескольких человек была оставлена баня. Отец Леонид обратился с жалобой во ВЦИК. ВЦИК приговор отменил, имущество семье вернули. На несколько лет священника и его близких оставили в покое.
После 1937 года началась новая волна репрессий. В органы НКВД последовал безграмотный донос на священника: «Уведомляю Вас, что (священником) производятся на дому крещения в присутствии учащихся. Ходит по домам, где производит крещение как для марьинских, так и для приезжих из далеких деревень. Я считаю, что священник распространяет свой культ крещения». В органах быстро дали ход делу, «подогнали» новых свидетелей. Против отца Леонида выступил председатель Марьинского сельсовета, который показал, что священник «среди населения Марьинки ведет антисоветские разговоры. Ходит по домам, крестит новорожденных в грязных бочках. Имеет у себя прислугу, которую эксплуатирует. В религиозные праздники, когда он производит службу в церкви, по его вине завсегда срываются работы в колхозе». Еще четыре «свидетеля» показали, что отец Леонид клевещет на колхозный строй, говоря о том (а по сути правду), как тяжело живется колхозникам.
31 марта 1938 года отец Леонид был арестован и заключен в тюрьму в городе Кашире. В доме проведен обыск. Начались допросы. На вопросы батюшка отвечал достойно и открыто.
«Вопрос следователя: «Во время коллективизации в 1931 году вы вели антисоветские разговоры о том, что, кто записался в колхоз, того вешать будут.
Ответ отца Леонида: С моей стороны антисоветских разговоров относительно колхозного строительства не было, за исключением того, что был случай, когда говорил колхозникам, что в колхозе работать очень тяжело и что в единоличном хозяйстве жилось лучше.
Вопрос: Следствию известно, что вы во время службы в церкви верующим говорили, что всякая власть от Бога.
Ответ: Действительно, с моей стороны разговор о власти был, но только согласно Священному Писанию. Это я признаю.
Вопрос: Признаете ли вы себя виновным в антисоветской деятельности среди колхозников?
Ответ: Виновным себя в антисоветской агитации не признаю, этого с моей стороны не было».
Обвинение было стандартным: «антисоветская агитация, антисоветская деятельность среди колхозников, антисоветские разговоры, крестил местных жителей». Приводился длинный список антисоветских разговоров батюшки.
16 июля 1938 года «тройка» при УНКВД по Московской области приговорила отца Леонида к 10 годам заключения. Ему тогда было уже 70 лет. Его освидетельствовал врач, который проявил чудеса изворотливости: он зафиксировал болезни (а батюшка действительно страдал неврозом сердца, катаром желудка и другими болезнями), но заключил, что священник здоров. Отец Леонид был отправлен в Мариинское отделение Сиблага НКВД в Новосибирской области.
Жена отца Леонида, матушка Мария, пытаясь спасти мужа, в отчаянии написала письмо на имя руководителя НКВД Л. П. Берии. «Настоящим прошу пересмотреть дело моего мужа Муравьева Л. В., священника села Марьинка, арестованного 31 марта 1938 года там же. По наведенным в “Матросской тишине” справкам он выслан в ИТЛ сроком на 10 лет. Моему мужу 71 год. Страдает неврозом сердца, грыжей и катаром желудка. В настоящее время находится в Мариинске Новосибирской области. Убедительно прошу учесть его возраст и болезненное состояние, пересмотреть дело». Письмо возымело действие, дело было направлено на доследование. У матушки и близких отца Леонида появилась надежда на возвращение его из лагеря. Снова были допрошены свидетели. Они подтвердили свои прежние показания, и приговор оставили в силе.
Отец Леонид пробыл в заключении менее двух лет. По прибытии в лагерь уголовники отняли у немощного старика всю добротную одежду. Он работал сторожем, охранял огород. Эти скорбные детали его лагерной жизни сохранило семейное предание. Отец Леонид скончался в Мариинском лагере 11 ноября 1941 года. Погребен в безвестной могиле.
Заключение о реабилитации отца Леонида Муравьева. ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-19474. Л. 52
Крестовоздвиженский храм вскоре был закрыт властями и разграблен, а Преображенская церковь села Заворино, посвященная победе русского воинства в Куликовской битве, уничтожена.
18 февраля 1998 года священник Леонид Муравьев реабилитирован прокуратурой Московской области235.
17 августа 2004 года иерей Леонид Муравьев был прославлен в лике святых Новомучеников и исповедников Российских по представлению Московской епархии. В день мученической кончины, 11 ноября по новому стилю, Церковь поминает священномученика иерея Леонида.
Крестовоздвиженский храм села Марьинка, в котором служил батюшка отец Леонид, сейчас стоит на прежнем месте и находится в очень ветхом состоянии. Его некогда белокаменные стены выкрасили в буро-коричневый цвет. Колокольня утратила часть ярусов. Храм разрушается. Его территория огорожена, она принадлежит детскому оздоровительному центру, свободного доступа к храму нет. Вокруг него все тот же парк, но в крайне запущенном и захламленном состоянии.
Наверное, уже пришло время в память о священномученике Леониде восстановить поруганный храм?