Священномученик иерей Петр Попов
День памяти: 12/25 мая
Петр Алексеевич Попов родился в январе 1895 года в селе Никольское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексея Михайловича Попова. Следуя примеру своего отца, Петр с юных лет желал посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой. Первоначальное образование юноша получил в Ярославском духовном училище, после чего он окончил Ярославскую духовную семинарию и затем в течение трех лет работал учителем в школе села Савинское Ярославской губернии.
Педагогическая работа не устроила его. Он убедился, что советская школа является богоборческой. Отвергая веру в Бога, в сознание детей всячески насаждались советские постулаты, и прежде всего вера в коммунистические идеалы, вера в политических вождей. Поняв для себя, что учительство в высоком смысле этого слова возможно только в сочетании христианской веры и пастырского подвижничества учителя, Петр Попов в 1921 году был рукоположен во священника и направлен на служение в храм Казанской иконы Божией Матери в село Помогалово Романо-Борисоглебского уезда Ярославской губернии (на место своего отца).
Однажды приняв решение посвятить свою жизнь служению Богу, отец Петр отказался приспосабливаться к гонителям веры Христовой и угождать власть имущим, не страшился в своих проповедях нести в народ Слово Божие. Призывал своих прихожан сохранять в тяжелое время чистоту помыслов и дел, хранить в сердце своем веру в Бога.
В жизни отец Петр был человеком приветливым, общительным и очень любил детей. Его красивый голос настраивал прихожан на молитвенный лад и заставлял внимать проповедям, которые он произносил с церковного амвона.
У отца Петра была жена Елизавета Александровна, которой едва исполнилось к моменту его рукоположения 20 лет, и дочь Анастасия. В дальнейшем семья священника Петра Попова прирастет еще двумя дочерьми – Ксенией и Александрой.
Независимый характер священника, нежелание идти на компромисс с властями и истинное служение делу Церкви не давали покоя работникам ОГПУ. В апреле 1931 года отец Петр Попов был арестован и осужден по статье 58-10 УК РСФСР (контрреволюци-онная агитация) к 3 годам ссылки в Казахстан.
По истечении срока ссылки отец Петр возвратился на службу в церковь села Вознесенье, где он был арестован перед ссылкой в далекий Казахстан. Но за те три года отсутствия священника на его родине, как и во всей стране, произошли изменения в ад-министративной системе, и теперь село Вознесенье уже входило не в Романо-Борисоглебский уезд, а в Тутаевский район Ивановской промышленной области. Нравы же властей и порядки, заведенные советскими органами в отношении священников, оставались прежними, а порой были еще жестче и суровее.
Сам же отец Петр вернулся из ссылки не сломленным, а напротив закаленным тяготами в дальнем краю, умудренным горьким опытом жизни изгнанника. И в дальнейшем продолжал оставаться ревностным проповедником и служителем Христовым. В одной из своих проповедей священник назвал христиан «получившими дар Духа Святого» и призвал по примеру святых апостолов следовать за Христом: «Словом и делом исполнять дело Христово и не расточать даров Святого Духа на дела тьмы века сего. А дела тьмы кому не известны? Они теперь на каждом шагу. Назову главнейшие из них: удаление от Бога и Его Святой Церкви, разврат, гордость людей мира сего, а отсюда все прочее – воровство, пьянство, ненависть, убийство и прочее…»
Так же сурово обличает отец Петр современные нравы в другой своей проповеди: «…служение мамоне, то есть земным благам и страстям, является для человека вредным,
как изъяснял святой Иоанн Златоуст, потому что делает нас пленниками бездушных ве-щей, над которыми мы должны господствовать, удаляет нас от служения Богу…».
На Руси повелось так, что в большие праздники священники ходили по приходу, посещали прихожан и служили в домах молебны, призывая на них благословение Божие. И хотя на дворе уже давно стояли совсем другие времена, советские, и теперь для проведения таких крестных ходов и молебнов нужно было получать разрешение властей, отец Петр же провел крестный ход без такого разрешения, за что его вскоре арестовали и поместили в камеру предварительного заключения в Тутаеве. Сотрудники НКВД, пользуясь случаем, пытались обвинить священника во всех смертных грехах: в контрре-волюционной агитации, в призывах к борьбе с советской властью, в «противодействии культурной и зажиточной жизни колхозников» и др. Все обвинения отец Петр отвергал, заявляя, что «…своими проповедями я призывал к борьбе с безбожием, а не советской властью… По своим религиозным убеждениям я являюсь врагом безбожия…».
9 декабря 1936 года Особым Совещанием при НКВД СССР священник Попов Петр Алексеевич был приговорен к 3 годам исправлагерей по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Из Тутаевской КПЗ его сначала перевели в Ярославскую тюрьму, а позднее – в Мариинское и Орлово-Розовское отделения Сиблага НКВД Западно-Сибирского края. Именно здесь 25 мая 1937 года, всего полгода спустя после неправедного решения Особого Совещания НКВД, умер отец Петр. Он был умучен слугами той самой тьмы, о которой он говорил в своих проповедях, но от веры своей не отрекся.
3 мая 1989 года Петр Алексеевич Попов был реабилитирован прокуратурой Ярославской области74, а 20 августа 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви иерей Петр Попов канонизирован в сонме Новомучеников и исповедников Российских.