Священномученик иерей Владимир Рясенский
День памяти: 22 ноября / 5 декабря
Владимир Федорович Рясенский происходил из священнического рода. Его отцом был священник Федор Рясенский. Всю свою недолгую жизнь отец Владимир служил в селах и небольших городах Тверской губернии. Родился будущий священномученик в го-роде Осташкове Тверской губернии в 1891 году. С детства сыновья из священнических семей начинали прислуживать в храме. Весь строй семейной жизни готовил их к будущему служению. Церковь и государство поддерживали семейную преемственность священнослужителей.
Владимир поступил в Тверскую духовную семинарию. После окончания семинарии, предположительно в 1913 году, рукоположен в сан священника и начал служение в церкви села Спас-Есенович Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Между тем отца Владимира очень тянуло в родные места. Он написал прошение о переводе его в храм погоста Волго - Осташковского уезда, поближе к дому. 16 сентября 1916 года это прошение было удовлетворено.
с
священник Владимир Рясенский
В 1918 году в семье священника рождается сын Леонид. В 20-е годы отец Владимир уже обосновался в своем родном городе Осташкове. Здесь он служил священником в Знаменском храме женского Знаменского монастыря. Можно понять, почему отца Владимира так тянуло сюда. Город Осташков расположен на берегу красивейшего озера Селигер, на большом полуострове. С трех сторон его окружает вода, город будто стоит на воде, как Венеция. До революции Осташков считался образцовым. Он был прекрасно спланирован, здесь появились мощеные улицы, широкие бульвары, городской сад с духовым оркестром, открыты женское училище, воспитательный дом, библиотека, духовные и народные училища, больница и даже театр. Действовали 30 небольших фабрик и заводов. Из ремесел и кустарных производств процветали кузнечное дело, шитье сапог для рыболовства, выделка рыболовных сетей, изготовление лодок. Жители
занимались рыболовством. Возможно, и Володя мальчишкой не раз рыбачил на Селигере, варил на костре уху.
Окрестности города до сих пор славятся чудесными пейзажами, историческими памятниками и духовными центрами. Неподалеку от озера Селигер – исток Волги. Вблизи Осташкова на острове Столобный располагался знаменитый старинный монастырь Нилова пустынь, основанный в XVI веке великим русским святым – преподобным Нилом Столобенским. Сюда приезжали паломники со всей России, количество постоянно живущих в монастыре паломников достигало тысячи человек.
Одним из важнейших церковных событий в Осташкове был ежегодный крестный ход, совершаемый в Нилову пустынь 27 мая, в праздник обретения мощей преподобного Нила Столобенского. Это был необычный и очень красивый крестный ход, потому что он проходил по воде. В 9 часов утра на барже, украшенной разноцветными флагами, в сопровождении целой флотилии больших и малых судов крестный ход прибывал в обитель. На пристани его встречал настоятель с братией. Крестный ход поднимался по лестнице к святым вратам и направлялся в соборную церковь, где совершалась литургия. Можно не сомневаться, что Владимир с младенческих лет вместе с отцом участвовал в этих крестных ходах.
Крестный ход по воде из г. Осташково в Нилову пустынь.
Хромолитография. Начало XX в.
Знаменский женский монастырь, где в соборном храме служил священник Владимир Рясенский, возник в XVII веке на месте погребения странников и юродивых. Это место считалось особенным, священным, здесь селились монахини. В 1673 году царь Алексей Михайлович дал разрешение основать в этих местах монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение». В монастыре было несколько храмов, корпуса для сестер, двухэтажная гостиница, иконописная мастерская, больница, прачечная, училище для
бедных девушек. Нарядный пятиглавый Знаменский храм с шатровой колокольней был расположен на живописном берегу озера Селигер.
Однако в 20-е годы политический пейзаж в Осташкове, как и во всей стране, резко изменился. Новый большевистский режим, взяв курс на воинствующий атеизм, начал жесточайшие гонения на Православную Церковь и духовенство. В городе арестовывали многих священников, отбирали церковное имущество, храмы, запретили крестные ходы в Нилову пустынь, да и саму пустынь закрыли, устроив в ней трудовую коммуну и колонию для малолетних преступников.
Начались преследования священников и их семей. Священников лишали избирательных прав, как служителей культа. В такой тревожной и опасной для семей священников и их детей ситуации они иногда формально разводились с женами, чтобы оградить их от тех несчастий, которые ожидали матушек репрессированных священ-нослужителей. Мученичество терпели не только священники, но и вся его семья. После ареста батюшки матушку с детьми нередко лишали имущества, выгоняли из дому. Она вынуждена была скитаться по углам, если ее с детьми побоятся приютить родственники. Бывало так, что родные братья, опасаясь преследований со стороны властей, отказывались взять к себе бездомную матушку. Матушке нужно было кормить детей, но ее нигде не брали на работу, если узнавали, что она жена священника. Они терпели лишения, голод, унижения. Каким горем для отца было узнавать в узилище о всех мучениях жены и детей, если выбившаяся из сил матушка в отчаянии жаловалась мужу в письмах! Сколько таких семей погибло, сгинуло бесследно! Кто и когда напишет об этих страданиях и мучениях? Отец Владимир принимает в таких условиях решение о разводе, чтобы оградить семью от трудностей, и живет отдельно от семьи.
Не избежал притеснений и Знаменский монастырь, в котором служил отец Владимир. Священники и миряне безуспешно пытались отстоять его. В 1928 году обитель закрыли. Монахинь выгнали из келий, в них поселили рабочих. На месте обители образовался «рабочий городок», потом швейная фабрика. В Знаменском храме устроили зерносклад, затем краеведческий музей. Здесь находились поруганные мощи преподобного Нила Столобенского. Все, что было свято и дорого для отца Владимира и всех верующих Осташкова, было разорено и попрано.
Осташково. Знаменский монастырь
Давление на верующих и духовенство возрастало. Отца Владимира Рясенского стали вызывать в Чрезвычайную Комиссию. От него требовали прекращения проповедей. Но священник бесстрашно и непреклонно отвечал: «Произносил и произносить буду».
В 1929 году отец Владимир арестован и осужден, как сказано в деле, за «регистрацию верующих без разрешения административным отделом». Его приговорили к 6 месяцам принудительных работ с последующей высылкой на 2 года. На принудительные работы отправляли обычно в неотдаленные места или даже по месту жительства. Отец Владимир, видимо, имел возможность находиться в Осташкове. Уже будучи репрессированным, он не отступает от своего исповеднического долга.
В 1929 году на похоронах одного из старейших священников Осташкова, благочинного протоиерея Иоанна Боброва, собравших полгорода, отец Владимир открыто заговорил о гонениях властей, которым подвергся протоиерей Иоанн, о том, что арест и заключение приблизили кончину этого замечательного пастыря. Об этой речи, как антисоветской, донесли в Осташковское ГПУ, где уже раскручивалось дело, связанное с «контрреволюционной и антисоветской» деятельностью священников и мирян.
Летом 1930 года ГПУ принимает решение арестовать наиболее активных защитников веры и Церкви. Среди них были председатель церковного совета Дмитрий Мельников, врач Николай Росляков, регент Константин Эклунд и священник Владимир Рясенский. 18 сентября 1930 года отца Владимира арестовывают. 30 сентября 1930 года в доме, где он проживал по улице 8-го Марта, № 20, произведен обыск. При обыске изъяли кресты, Евангелие, фотографии. Отца Владимира заключили в тюрьму города Великие Луки. В тюрьме священника жестоко мучили, били, вырывали волосы на голове. Но пытки его не сломили, он остался верен Христу, не признал себя виновным в вымышленных преступлениях и не поддался на уловки мучителей, требующих оговорить других. На вопросы о знакомых ему священнослужителях отец Владимир отвечал: «Священнослу-жителей знаю, но разговоры на политические темы мы между собой никогда не вели. Я лично – аполитичен и вопросами политики не интересуюсь; что касается Эклунда, то я его знаю как регента, в его доме я никогда не бывал и разговоров с ним не вел. Больше показать ничего не имею».
Следователи, желая разоблачить «контрреволюционную группу», задавали вопросы о служителях храма, арестованных вместе с Рясенским. В частности, о старосте храма Дмитрии Мельникове он говорил: «Мельникова я знаю как церковного старосту нашего собора и бываю у него только по службе, в Пасху и Рождество я приглашался к нему в дом. Я никогда не вел разговоров о советской власти. В предъявленном мне обвинении по статье 58, п. 2, УК виновным себя не признаю».
23 декабря 1930 года следствие по делу священника, церковного старосты и нескольких мирян было закончено. Отца Владимира Рясенского обвинили в том, будто он говорил: «Разложение религии соответствующими органами власти ведет к падению культуры на-рода и гибели России. Властители подзаборные и евреи занимаются грабежом богатой страны и сплавляют эти богатства за границу, этими же богатствами они откупаются от темных рабочих масс и тратят большие деньги на пропаганду».
Никто из десяти обвиняемых по этому делу не признал себя виновным. 26 декабря 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника Владимира Рясенского к 5 годам концлагерей за контрреволюционную деятельность. 30 января 1931 года вместе с другими осужденными батюшка отправлен этапом в лагеря Мариинска Западно-Сибирского края.
Тюрьма, этапы, тяжелая работа в лагере подорвали здоровье молодого еще батюшки. Через полтора года после прибытия в Мариинское отделение Сиблага, 4 декабря 1932 года, в день великого двунадесятого праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, отец Владимир на сорок первом году жизни скончался. Место его погребения неизвестно.
В 2000 году иерей Владимир Рясенский канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению Тверской епархии. В связи с тем, что
день мученической кончины отца Владимира приходится на двунадесятый праздник, Церковь чтит его память на следующий день – 5 декабря по новому стилю.