Священномученик протоиерей Мирон Ржепик
День памяти: 31 августа / 13 сентября
Протоиерей Мирон Иванович Ржепик родился 21 апреля 1885 года в деревне Кучкаровец Луцкого уезда Волынской губернии в семье чешского крестьянина Ивана Ржепика. Мальчик был крещен в Луцком кафедральном римско-католическом костеле по католическому обряду и назван именем Мирослав, но уже в 1887 году вся семья Ржепиков приняла Православие в городе Луцке. Мирослава нарекли именем Мирон в честь священномученика Мирона Кизического.
В 1900 году Мирон оканчивает Клеванское духовное училище и поступает в Волынскую духовную семинарию, которую оканчивает в 1906 году по первому разряду, и удостаивается звания «действительный студент». С 1906-го по 1910 год он является студентом Московской духовной академии, которую оканчивает со степенью кандидата богословия. 7 сентября направляется преподавателем в Таврическую духовную семинарию.
Год 1912-й много значил для Мирона Ржепика. В это время он женится на Елизавете Петровне и принимает священнический сан, назначается преподавателем – законоучителем Лубенской учительской семинарии и училища в Полтавской епархии. Этот период в жизни Мирона Ивановича был, наверное, самым счастливым и безмятежным…
2 сентября 1915 года его переводят в Кашинскую духовную семинарию Тверской губернии в качестве преподавателя Священного Писания и временно исполняющего обязанности инспектора семинарии. Это было неспокойное время. Продолжалась Первая мировая война, в России произошла революция, разгорелся пожар Гражданской войны. Все духовные учреждения советской властью в 1918 году были упразднены, Кашинскую духовную семинарию превратили в обычную школу, где отец Мирон теперь преподавал иностранные языки и черчение.
Отец Мирон не мыслил свою жизнь вне Церкви. В 1921 году он был назначен на священническое служение в один из приходов Тверской епархии, а спустя пять лет переезжает в Сергиев Посад, где получает должность настоятеля Пятницкой церкви (на место умершего настоятеля – протоиерея профессора Евгения Александровича Воронцова) и возводится в сан протоиерея. После закрытия в 1928 году Пятницкого храма переходит служить в храм святых апостолов Петра и Павла.
5 апреля 1931 года протоиерей Мирон Ржепик был арестован в составе шестидесяти священнослужителей и мирян Московской области и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Все фигуранты дела, известного как «Дело Инюшина И. И. и др.», обвинялись в «антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной организации». С первого дня следствия отец Мирон занял принципиальную позицию: никого не оговаривать и вину не признавать. «Виновным в предъявленном мне обвинении… себя не признаю и поясняю, что в контрреволюционной организации не состоял и не состою, антисоветской агитацией не занимался…»
Советское правосудие той поры признавало только силу власти, и потому все доводы арестантов в свою защиту ею не принимались. В обвинительном заключении протоиерею Мирону Ржепику, как и его товарищам, вменялось следующее: «…состоял членом Загорского филиала контрреволюционной организации “Истинных христиан”, участвовал в нелегальных собраниях в алтаре церкви и занимался монархической антисоветской агитацией…»
6 июня 1931 года «тройка» при полномочном представительстве ОГПУ по Московской области приговорила протоиерея Мирона Ржепика к 10 годам заключения в
исправительно-трудовом лагере. Для отбытия наказания он был направлен в Западную Сибирь. Здесь ему предстояло провести еще шесть лет до своей мученической кончины.
Постановление об избрании меры пресечения для протоиерея Мирона Ржепика.
Архив УФСБ России по Кемеровской области. Д. П-13066, Т. 1. Л. 55
В Чистюньском отдельном лагерном пункте он жил в одном бараке с будущим священномучеником архиепископом Иувеналием (Масловским) и десятком других священников, сосланных сюда из разных областей страны. Несомненно, близость едино-мышленников по духу и вере помогала им в эту трудную минуту сохранять свое человеческое достоинство, переносить лагерные тяготы. Но власти, даже упрятав своих идейных врагов за решетку и колючую проволоку, не могли оставаться спокойными и продолжали их преследовать – 1937 год историки позднее назовут годом Большого террора.
В августе 1937 года против священников, находившихся в Чистюньском ОЛП, многие из которых уже отбыли свое наказание, было возбуждено новое уголовное дело. Всего по этому делу вместе с отцом Мироном проходили еще десять человек. Во всем этом четко просматривалась тенденция властей на физическое устранение всех священнослужителей. 2 августа у всех заключенных были проведены обыски, а потом начались бесконечные и унизительные допросы. Священнослужители держались стойко, никто не хотел признавать ложные обвинения, которые следователи пытались взвалить на арестантов. И тогда сотрудники НКВД призвали в свидетели (проверенный вариант!) уголовников, которые содержались в одних бараках со священнослужителями, – воров, грабителей, мошенников, убийц. Даже им доверяли больше!
Один лагерный нарядчик на допросе показал, что отец Мирон «в 1936 году на Пасху собрал всех попов в производственную часть и устроил молебствие. После молебствия устроили угощение между собой, а также вовлекли в это и других заключенных».Материалы протокола допроса протоиерея Мирона Ржепика от 22 августа свидетельствуют, с каким достоинством этот человек вел себя на следствии.
«Вопрос следователя: Следствием установлено, что вы, Ржепик, совместно с другими служителями культа занимались богослужением в лагере и вовлекали в моление других заключенных.
Ответ протоиерея Мирона: Я сам молился, но не открыто. Других я к молитве не привлекал.
Вопрос: Следствие располагает данными, что вы, Ржепик, на Пасху 1936 года собрали всех служителей культа и устроили молебствие.
Ответ: Я молебствия не устраивал...
Вопрос: Следствием установлено, что вы, находясь в Чистюньском ОЛП, занимались антисоветской агитацией среди заключенных.
Ответ: Антисоветской агитацией я не занимался.
Вопрос: Расскажите, заключенный Ржепик, кто из других служителей культа занимался антисоветской агитацией.
Ответ: Я ни от кого не слышал.
Вопрос: Вы, Ржепик, отрицаете все те факты, о которых говорят свидетели, видевшие и слышавшие в лагере о ваших деяниях?
Ответ: Категорически отрицаю!
Вопрос: Вы, Ржепик, не признаете себя виновным в том, что занимались агитацией против советской власти, и не хотите рассказать о других служителях культа, которые так же, как и вы, занимались антисоветской агитацией и контрреволюционными действиями?
Ответ: Мне об этом нечего рассказать».
30 августа следствие по делу было закончено. 7 сентября 1937 года «тройка» при НКВД по Западно-Сибирскому краю вынесла свое решение: протоиерей Мирон Ржепик, как и большинство его товарищей по вере и страданиям, был приговорен к расстрелу. Не-праведный приговор приведен в исполнение 13 сентября 1937 года, а тела казненных погребены в общей безвестной могиле.
9 августа 1989 года протоиерей Мирон Ржепик посмертно реабилитирован прокуратурой Кемеровской области, а 6 октября 2006 года канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви по представлению Московской епархии.